Космонавт, который в условном завтра отправится на Луну или Марс, не сможет прихватить с собой ни мешок цемента, ни тонну стальных болванок, ни оборудование для их обработки. Его главным инструментом станет промышленный 3D-принтер, а в качестве сырья сгодится местный грунт и камешки. Но работать с ними земляне учатся уже сейчас.
Группа под руководством Рамиля Шаха из Вашингтонского университета трудится над новым печатным материалом, который на 90 % состоит из лунного реголита или марсианской пыли. Остальные 10 % – биополимеры и растворители, чтобы вещество оставалось пластичным во время работы. Но после завершения печати и высыхания должен получаться твердый, надежный предмет.
Чем меньше добавок для сырья нужно, тем больше исходных компонентов можно захватить с Земли. В NASA разработали и сертифицировали виды порошков, которые имитируют природные ископаемые за пределами нашей планеты. От ученых, которые с ними работают, требуют очень многого. Например, обеспечить пластичность на уровне резины, чтобы космический «гаечный ключ» можно было свернуть в клубочек для экономии места или разрезать на полоски и сплести из них шнурок в экстремальной ситуации.
Чем дальше от Земли, от складов и магазинов, тем неимоверно возрастает ценность каждой гайки, датчика и просто куска пластика, которые можно переделать во что-то полезное. Новые 3D-принтеры для космоса, в идеале, должны печать что угодно и из чего угодно, чтобы космонавты-первопроходцы могли обойтись скудными запасами из дома и пускать в дело все, что отыщут в новых мирах. Даже если речь идет о неприглядной пыли под ботинками скафандра.