Возвращение пленки в кино продиктовано ностальгией, а не здравым смыслом.
На сегодняшний день цифровая съемка достаточно хороша, она открывает перед режиссером больше возможностей.
Melinda Sue Gordon/Paramount
Когда компания «Kodak» объявила о своем банкротстве, а «Fujifilm» заморозила производство, казалось, кинопленке пришел конец. Фильмы снимали в цифровом формате, а «Red», «Sony» и «Arri» стали выпускать новые камеры, способные на съемку наравне с 35-мм пленочными конкурентами. Однако пленка совершила кинематографический камбэк. В прошлом году вышел целый ряд фильмов, снятых на пленку, среди которых «Звездные войны: Пробуждение силы», «Омерзительная восьмерка» и «Интерстеллар». Режиссеры этих фильмов считают, что пленка лучше запечатлевает кадр, а по мнению Квентина Тарантино и для проката она предпочтительнее, о чем можно судить по презентации «Омерзительной восьмерки», снятой в формате 70-мм.
С другой стороны мы, похоже, забыли об ужасных прокатных копиях, вреде, наносимом окружающей среде, дополнительных расходах, элитизме пленки – и это далеко не все проблемы. Цифровые камеры последнего поколения не уступают, а иногда и превосходят пленочные практически по всем показателям. И все же мы цепляемся за уникальные визуальные свойства пленки несмотря на ее минусы. Неужели нам так сложно избавиться от привычки и двигаться дальше?
Немногие фильмейкеры отдавали предпочтение первым цифровым камерам, таким как «Red One» и «Sony F-900» (впервые использовалась в «Звездных войнах: Атака клонов»). Камеры имели более высокое разрешение, чем раньше, но уступали в динамическом диапазоне. В результате, при съемке ярко или слабоосвещенных сцен предпочтение отдавали пленке. У первых цифровых камер переход от света к тени был слишком резким, в то время как пленка передавала этот переход плавно.
До недавнего времени режиссеры и операторы не пользовались микрофонной удочкой при съемке на цифру. Когда «Red Epic» и «Arri Alexa» смогли улучшить динамический диапазон камер, весы качнулись в другую сторону. Такие режиссеры как Дэвид Линч, Стивен Содерберг и Дэвид Финчер открестились от использования пленки. «Казалось, следовало позвонить пленке и сказать, что я встретил другую», – говорит Содерберг в документальном фильме «Бок о бок».
Пару лет спустя пленка пережила возрождение. Компания «Kodak» после своего падения выпустила камеру «Super 8», которая могла снимать одновременно в цифровом формате и на пленку с низким разрешением. Она получила широкое одобрение со стороны СМИ в сфере технологий, включая «Engadget». По поводу камеры также высказались некоторые режиссеры, среди которых Стивен Спилберг, Кристофер Нолан и Джей Джей Абрамс. «То, что «Кодак» применили те же самые аналоговые технологии, благодаря которым я когда-то влюбился в кинематографию – новость невероятно многообещающая», – сказал Нолан.
Один из немногигих, кто пытался уклониться от съемки в фильме «Бок о бок», Кристофер Нолан, также заметил: «Меня постоянно просят объяснить, зачем я снимаю на пленку, однако я никогда не слышал, чтобы кого-то спрашивали, зачем он снимает на цифру». И тем не менее, причина в том, что у цифровой съемки огромное количество преимуществ.
Десять минут фильма – это триста метров 35-мм кинопленки или одна катушка, стоимость которой составляет порядка девятисот долларов. Чтобы отснять полуторачасовой фильм, понадобится пятнадцать часов видеоматериала или девяносто катушек кинопленки, которая обойдется вам в восемьдесят одну т ысячу долларов. Затем нужно будет обработать пленку и, как ни странно, оцифровать ее для последующего монтажа, цветокоррекции и наложения спецэффектов. Это увеличит затраты еще на пару сотен тысяч долларов.
Конечно, стоимость 35-и 70-мм пленки, которая использовалась при создании «Звездных войн: Пробуждение силы» нестравнима с итоговым бюджетом фильма в двести миллионов долларов. Однако, для оскароносной «Одержимости» с бюджетом в 3.3 миллиона долларов, сэкономленные, благодаря съемке на камеру «Arri Alexa», деньги сыграли важную роль.
Но если деньги не имеют значения, то зачем снимать на цифру? Дэвид Финчер предпочитает цифровую камеру «Red» потому, что не любит сюрпризов. «Мне не нравится, когда я, увлекшись сценой, замечаю потом, что она не в фокусе, – признается режиссер в «Бок о бок». – Некоторые сцены в фильме «Семь» оператор Дариус Хонджи снял великолепно. Но о половине сцен можно смело сказать «что за хрень?»».
Некоторые утверждают, что цифровая съемка замедляет процесс производства, поскольку режиссеры, как правило, склонны проверять каждый дубль, поправлять освещение и даже вносить коррективы на съемочной площадке. Однако, Фил Холланд, главный оператор, и по совместительству оператор цветокоррекции, рассказал «Engadget» о том, что качество цифровой съемки улучшилось именно за счет самой съемки. И хотя он соглашается с тем, что на разные мелочи порой тратится немало времени, Фил отмечает, что: «почти все время уходит на отдельные элементы. Опытные режиссеры обычно знают, когда правок достаточно и можно продолжать».
Если во время съемки происходит «магия», то с цифровой камерой необходимости в остановке нет. Если же посреди кадра у вас закончится пленка, то дальнейший выбор невелик. Современные цифровые камеры как минимум так же надежны как и аналоговые, а цифроврой материал можно «копировать» прямо на съемочной площадке. При съемке на пленку приходится иметь дело с механизмом, который может попросту сломаться, саму пленку можно случайно загубить при перезарядке или если на объектив попадет грязь или ворс, да и вообще, пленку может потерять курьер по дороге в лабораторию.
Да и не стоит забывать о загрязнении окружающей среды. Производство кинопленки предполагает использование большого количества воды и едких химикатов. На больших фабриках компаний «Deluxe», «Technicolor» и других, заботятся о правильной утилизации и вторичной переработке соединений серебра, необходимых для производства пленки, и все же это довольно затратный процесс. Цифровая техника исключает подобные моменты, а лишние траты могут появиться только за счет жестких дисков и утилизации использованных литий-ионных батарей.
До того, как в кинотеатрах стали использовать цифровые DCP-файлы, студиям приходилось делать десятки тысяч копий фильмов ко времени их выхода в прокат, а это значило, что сначало их нужно было произвести, а в дальнейшем утилизировать. Фильмы доставлялись в кинотеатры на грузовиках, на это требовались дополнительные средства, что, кроме прочего, способствовало загрязнению воздуха.
Northlight 6K сканнер плёнки (Phil Holland)
Как правило, сейчас пленка оцифровывается и дальше никак не используется. Это подразумевает лишнюю трату времени и денег в сравнении с цифровой съемкой. Между тем, те проблемы, которые раньше возникали при обращении с громоздкими RAW-файлами , исчезли благодаря тому, что хранить их стало дешевле, а компьютеры стали более быстрыми. «Я как раз закончил монтаж небольшого проекта, снятого на новую камеру «RED» с разрешением 8К «WEAPON 8K». При этом я использовал стандартный формат Redcode RAW и видеоредактор Adobe Premiere Pro CC, – поделился Холланд. – У меня довольно мощный компьютер, но то, что мы вообще способны делать нечто подобное, само по себе безумие». Эта работа – одна из первых снятых на новую камеру, представлена ниже, с максимальным для YouTube разрешением 4К. Здесь
Если смотреть на фактическое разрешение, то при съемке на самую широкоиспользуемую пленку Super-35, оно в итоге обычно сводится к 5К. «Вот почему кинопроекторы обычно работают в диапазоне от 4-х до 6К», – говорит Холланд. Широкий формат Panavision 70, который использует Тарантино, имеет разрешение от 8-ми до 10К, но 70-мм формат IMAX в разы превосходит все остальные, его разрешение составляет 18К, что гораздо выше, чем можно достичь при съемке на цифру. Однако саму съемку в IMAX могут позволить себе только высокобюджетные фильмы вроде «Интерстеллара» и «Темного рыцаря: Возрождение легенды».
‘Forged,’ один из первых проектов Red Weapon 8K (Phil Holland)
Как «Red», так и «Arri» имеют в арсенале камеры, способные снимать с разрешением 6К в формате RAW (речь идет о «Weapon» и «Alexa 65», соответственно). Недавно «Red» презентовали новую «8K Weapon», которая скоро будет доступна покупателям. Но, поскольку в обеих камерах были использованы КМОП-датчики от «Bayer», фактическое разрешение на выходе получается ниже заявленного – 6К скорее тянет на 5К, а «8K Weapon» от «Red» снимает в пределах 6-7К.
«Разрешение, светочувствительность, цвет и динамический диапазон – по всем этим показателям пленка, как правило, проигрывает».
Однако, это не все. Современные цифровые камеры позволяют добиться меньшей зернистости (снизить шумы), чем их аналоговые «собратья» и к тому же они более точные. По словам Холланда, качество съемки деталей на цифровую камеру с разрешением 6К выше, чем при съемке на пленку Super-35 с тем же разрешением, поскольку «зёрна» пленки по размеру больше, чем цифровые пикселы. Помимо этого, камеры «Arri» и «Red» обладают наиболее широким динамическим диапазоном, чем когда бы то ни было. «В целом, цифровые камеры находятся на одном уровне или превосходят пленочные по техническим параметрам. Разрешение, светочувствительность, цвет и динамический диапазон – по всем этим показателям пленка, как правило, проигрывает», – говорит оператор.
С другой стороны, поклонники пленки предпочитают более теплый, ламповый результат, считая, что эффект пляшущих «зерен» присущий кинопленке имеет свое очарование. Тем не менее, зернистость говорит о пределе технических возможностей пленки, и она вовсе не является специально добавленным эффектом, с целью учлучшить картинку. Производители вроде «Kodak» постоянно ищут способы уменьшить «зерно», а не увеличить его.
Christie 4K лазерный 3D проектор
Большинство кинорежиссеров согласны с тем, что благодаря цифровым технологиям улучшились и проекторы. «Досадно видеть фильмокопии в наше время», – говорит Содерберг в «Бок о бок». Сейчас цифровые проекторы имеют разрешение 4К и широкий динамический диапазон, так что на выходе получается картинка ничуть не хуже, чем снятая на пленку 35 мм. «Цвет на цифре уж точно более равномерный, – добавляет Холланд. – И никакого ухудшения качества – зрители не увидят ни царапин, ни каких-либо проблем, связанных с проектором».
Как бы то ни было, Тарантино настолько ненавидит цифровую съемку, что в 2012 году он назвал ее «смертью кино» и «победой народного телевидения». Для своей «Омерзительной восьмерки» он не только возродил редко используемый формат Panavision 70, но и убедил кучу кинотеатров приобрести специальные проекторы и экраны для показа. «Суть этих атрибутов из прошлого в том, что они делали кино особенным. Это гораздо больше, чем просто кино, которое крутили в местном кинотеатре», – сказал режиссер в анонсе к фильму.
Благодаря его замечанию, становится ясно, что пленка уносит множество людей к «волшебному» кино из их юности. Из-за цифровых технологий в свою очередь отвергаются способы, которые использовали съемочные группы практически на протяжении века, а большая часть работы по кинопроизводству вообще игнорируется. Это значит, что можно снимать низкобюджетные фильмы теми же камерами, что и на студиях. Раньше режиссеры и главные операторы стояли на вершине пищевой цепочки, теперь это не так.
Сегодня цена за вход в кинопроизводство гораздо ниже. Кинорежиссер Майк Ли в интервью «Торонто стар» заметил: «Сейчас так много молодых режиссеров, которые снимают невероятные вещи, и частично этому способствует демократизация масс-медиа благодаря новым технологиям».
Что касается зрителей – может быть, мы просто тоскуем по тем старым фильмам, а пленка – это наш способ вернуться во времена юности? В 1978 году я обожал «Звездные войны», но терпеть не мог легковоспламеняющуюся пленку, проблемы с фокусом и ужасным звуком, которые были частым явлением в то время. По иронии судьбы, показу «Омерзительной восьмерки», которую должны были продемонстрировать в Лос-Анджелесском кинотеатре «Крест Вествуд», предшествовало такое количество технических проблем с проектором, что кинокомпании «Weinstein Company» пришлось переключиться на цифровую копию.
Благодаря соглашению между Голливудом и компанией «Kodak» в обозримом будущем пленка продолжит свое существование, так что у элитных режиссеров с большими бюджетами останется возможность снимать на нее. Жаль, что мы никак не можем принять будущее кинопроизводства, а вместо этого все оглядываемся назад, на неэффективный и затратный формат столетней давности. На сегодняшний день технические возможности пленки уступают цифровой съемке, так почему бы нам не оставить нашу ностальгию старым фильмам и не дать возможности попытать счастья чему-то новому?