Благодаря кишечной микрофлоре бурые медведи могут смело набирать вес к зимней спячке, не боясь болезней, связанных с ожирением.
Как мы все хорошо знаем, бурые медведи перед спячкой запасают жир, чтобы было на чём пережить зиму. Они действительно много едят и становятся толще. Но притом их жир – это здоровый жир: у медведей не возникает никаких болезней, связанных с чрезмерными калориями и с ожирением, вроде диабета, метаболического синдрома и т. д.
Тут напрашивается вывод, что перед зимовкой у них в организме происходят некие изменения в обмене веществ, которые не допускают развития заболеваний. Однако, как показали недавние исследования, одними лишь зимовочными метаболическими перестройками тут мало что можно объяснить.
С другой стороны, мы знаем, что ожирение часто возникает из-за сбоев в кишечной микрофлоре. Симбиотические бактерии очень сильно влияют на то, как мы усваиваем калории из еды, и здоровый обмен веществ у нас будет только при определённом балансе разных групп кишечных микроорганизмов; если же вдруг некая группа микробов получит перевес, то возникает серьёзный риск ожирения. (Известно, что бактерий Bacteroidetes больше у худых, а вот группу Firmicutes давно обвиняют в том, что они способствуют избыточному весу.)
Исследователи из Гётеборгского университета предположили, что секрет медвежьего «здорового ожирения» кроется как раз в составе их кишечной микрофлоры. Действительно, оказалось, что у медведей её состав меняется в зависимости от сезона, и летняя микрофлора непохожа на зимнюю. В статье в Cell Reports авторы работы пишут, что летом «ассортимент» бактерий у медведей был побольше, и среди них было больше Firmicutes и Actinobacteria, зимой же видовое разнообразие падало, одновременно преимущество получали Bacteroidetes.
Также в течение года у медведей заметно менялся уровень молекул, имеющих отношение к жировому обмену, и промежуточных продуктов расщепления жиров: холестерина, желчных кислот, триглицеридов. Когда «зимнюю» и «летнюю» медвежью микрофлору подсаживали мышам, то те из них, которые получали «летних» бактерий, быстро набирали вес, но никаких аномалий в обмене веществ, никаких диабетических признаков у них не было.
То есть бактерии действительно помогают медведям отъесться к зиме и одновременно остаться здоровыми. Любопытно, что «ожиреть» им помогают как раз те самые Firmicutes, которые, как считается, провоцируют ожирение у людей. Возможно, что у медведей эти же самые Firmicutes работают в паре с какими-то другими микробами, которые не допускают развитие диабета. Возможно, дальнейшие исследования медвежьей микрофлоры подскажут нам, как бороться с болезнями, которые приходят вместе с избыточным весом.