По данным нового исследования счет на пальцах и пальчиковые игры значительно улучшают результаты тестов по математике.
Долгое время при изучении математики детям не разрешали считать на пальцах, говоря что они должны учиться считать «как взрослые».
Однако ученые из Университета Шеффилд Холлэм (Sheffield Hallam University) доказали, что использование пальцев при счете и особенно пальчиковые игры существенно улучшают навыки в математике.
Посчитать пальчики
В основу данного исследования легли результаты, полученные ранее в Стэнфордском университете (Stanford University). Ученые обнаружили взаимосвязь между чувствительностью пальцев и способностями к математике.
В рамках исследования шеффилдского университета 137 детей в возрасте 6-7 лет были разделены на три группы. С первой группой играли в пальчиковые игры, со второй проводили различные игры с числами, с третье контрольной группой не проводили никаких дополнительных занятий.
Первой группе предлагались различные упражнения с пальцами. Например, детей просили посчитать пальчики от одного до пяти, потом выбрать один из них, прикоснувшись к нему тем же по счету пальцем другой руки.
Понимание чисел
В обеих группах, где проводились занятия с детьми, результаты математических тестов улучшились, однако результаты группы пальчиковых игр оказались выше значительно.
«Исследование доказало, что подобные тренировки с пальцами помогают детям понять и сопоставить в своей голове письменное, устное и символическое представление чисел», — говорит соавтор исследования Тим Джей (Tim Jay).
«Чередование пальчиковых тренировок и игр с числами может стать действенной методикой преподавания для учителей начальной школы».
Исследование внесло свой вклад в развивающуюся область нейронауки и образования. Ученые обнаружили, что за чувствительность пальцев и процесс вычисления отвечают одни и те же отделы мозга.
Проведенное ранее профессором математики стэнфордского университета (Stanford University) Джо Боалером (Jo Boaler) исследование показало, что даже на уровне бакалавриата можно определить развитость математического мышления человека по его мелкой моторике.
Счет на пальцах очень важен
Профессор Боалер предположил также, что запрещая детям в начале обучения считать на пальцах, учителя тем самым тормозят развитие у них математического мышления.
«Дети всегда начинают считать на пальцах, но иногда им не разрешают так считать. Запрещая детям использовать пальцы при счете, мы тормозим их математическое развитие. Это очень важный момент».
«Множество людей искренне считают математику абстрактной наукой, существующей только в наших головах. И использовать пальцы для счета – значит быть на низком этапе математического развития. Однако запрещать детям считать на пальцах в 5-6 лет, как принято среди учителей– это смешно».