Многие непонятные археологические находки, которые считают культовыми предметами, могут на деле быть детскими игрушками.
Дети играют в игрушки с незапамятных времен, но почему среди археологических находок игрушек так мало? Есть карикатура, которая отчасти это объясняет: на ней два человека в деловых костюмах внимательно рассматривают некий загадочный объект на столе. «Что это такое?» – спрашивает один. «Я не знаю, возможно игрушка… или какой-то культовый предмет», – отвечает второй.
Археологи часто выбирают второе объяснение, считает Кристин Гарроуэй (Kristine Garroway) из Еврейского института религии в Лос-Анджелесе, у которой в комнате как раз этот рисунок и висит. Неоднозначные находки – миниатюрные глиняные сосуды, маленькие фигурки – обычно считают культовыми или декоративными предметами. Конечно, полагает Кристин Гарроуэй, некоторые из них использовались в ритуалах, но не все.
При раскопках домов Телль Нагилы (Израиль) специалисты нашли 48 миниатюрных глиняных сосудов возрастом 3650–4000 лет. На десяти из них есть отпечатки детских пальцев детей. Отпечатки остались на сырой глине до того, как она была обожжена. Как говорится в статье в в Palestine Exploration Quarterly, опубликованной в 2013 году, эти кувшинчики и мисочки, иногда кривоватые, могли легко помещаться в детских руках.
И другие необычные находки из Израиля, чей возраст составляет около 3 тыс. лет, по словам Гарроуэй, демонстрируют попытки детей подражать взрослым и их ремеслу. Таковы, например, многочисленные диски из глины, каждый с двумя отверстиями, десятилетиями ставившие археологов в тупик. Однако еще в 1928 году один из исследователей предположил, что эти похожие на пуговицы предметы могли быть игрушками.
Если через каждое отверстие в диске пропустить по верёвке, а потом закрутить их, то кружок будет вращаться. Не все такие диски сделаны одинаково умело; некоторые, похоже, слеплены искусными мастерами, а вот другие – явно нет: у них неровные края, а отверстия расположены неравномерно. Если это действительно игрушки, то их могли делать сами дети, глядя на кого-то из взрослых. Тогда некоторая небрежность – следствие не только неумелости, но и нетерпеливости: ребёнок торопился закончить работу, чтобы быстрее поиграть с тем, что он сам для себя слепил.
Гипотеза об игрушках выглядит правдоподобной и в свете других открытий, говорит археолог Мишель Лэнгли (Michelle Langley) из Университета Гриффита (Австралия). Во Франции и Испании ранее находили похожие диски, но гораздо более древние, возрастом более 10 тысяч лет. На обеих сторонах дисков были рисунки зверей, и, если диск вращали, создавалось впечатление, что животные двигались – получалось анимированное изображение, своеобразный «мультфильм».
Похожую «пещерную анимацию» несколько лет назад открыл и исследователь Марк Азема. Он заметил, что во многих пещерах некоторые части животных на одном и том же рисунке повторялись несколько раз. Разделив их на слои, можно получить «мультфильм» из каменного века. И пусть кино в то время снимать не могли, предположение, что много конечностей у зверей – это попытка передать движение, выглядит убедительным (а получившаяся видеозапись – красивой).
В новой статье в Oxford Journal of Archaeology Мишель Лэнгли пишет, что некоторые предметы из Западной Европы, сделанные в промежутке между 14 и 21 тысяч лет назад, тоже можно признать игрушками. Один из них – фигурка пещерного льва, вырезанная из оленьего рога. Она настолько затёрта, что кажется, будто это была чья-то любимая игрушка, которую годами не выпускали из рук.
Возможно, взрослые отдавали детям и какие-то свои, «взрослые» вещи. Так, археологи нашли наконечник копья из кости, который кто-то сломал, а потом пытался починить (судя по всему, неумело). Не исключено, что сломанный наконечник подарили ребёнку, чтобы, играя, он учился работать с костью.