Всё чаще использование цифровых экранов заменяет традиционные навыки, такие как рисование, раскраска, вырезание и лепка, которые развивают мелкие двигательные навыки и координацию рук.
Недавнее исследование показало, что 58 процентов дошкольников использовали планшеты или мобильные телефоны в своих играх, и во многих детских садиках были установлены интерактивные интеллектуальные экраны, цифровые камеры и компьютеры с сенсорным экраном, чтобы с раннего возраста дать детям возможность освоить гаджеты.
Одной из целей, преследуемых такого рода обучением на раннем этапе, является адаптация детей к новым технологиям, с которыми им придётся столкнуться дома и в школе.
Однако Национальная ассоциация правописания (NHA) предупреждает, что чрезмерное использование мобильных технологий препятствует развитию навыков письма. Некоторые простейшие навыки, такие, как манипуляции с пластилином, удержание ножниц и рисование карандашами, нужных для развития мышц плеча, локтя и запястья, необходимы для письма, но они не развиваются. И проблема только ухудшилась за последнее десятилетие.
Несмотря на то, что существует множество положительных аспектов использования гаджетов, появляется все больше данных об отрицательном влиянии на детей сидячего образа жизни и активизации их виртуального социального взаимодействия, поскольку они проводят больше времени в Интернете и меньше времени на активные физические занятия.
В 2014 году Ассоциация учителей и преподавателей (ATL) предупредила о растущем числе детей, которые не могут выполнять простые задачи, такие как использование строительных блоков конструкторов из-за чрезмерного увлечения iPad-технологиями.
Педагоги-практики предостерегают родителей: «Дети, которые приходят в школу без навыков работы в области декоративно-прикладного искусства, скорее всего, столкнутся со сложностями при выработке навыков письма и почерка. Плохой почерк, в свою очередь может иметь серьёзные последствия для правописания и успеваемости. Почерк — это умение, которое необходимо нам на всю жизнь — и его выработка учит нас гораздо большему, чем просто размещению слов на бумаге».