На черепе коровы, найденном на стоянке каменного века во Франции, ученые нашли признаки трепанации; возможно, таким образом древние люди лечили само животное или тренировались проводить эту сложную операцию, чтобы потом сделать ее на человеке.
Люди каменного века умели делать трепанацию черепа; во всем мире найдено порядка 1500 человеческих черепов эпохи неолита со следами этой хирургической операции. На некоторых черепах есть признаки заживления отверстия — а значит, по крайней мере часть пациентов даже в каменном веке переживала операцию.
Ученых неизменно удивляет точность движений неолитических «хирургов», умевших с помощью каменных орудий вырезать в твердой кости черепа маленькое отверстие, не повредив мозг и не расколов череп. Такой точности можно достичь только практикой, но до сих пор было неизвестно, как готовились к трепанации люди с каменными скальпелями. Возможно, они тренировались на черепах мертвых, но это рискованно: учась на мертвой голове, невозможно узнать, какие движения опасны для живого. Такие навыки можно отрабатывать на животных, но доказательств таким упражнениям археологи до сих пор не находили: на неолитических памятниках редко обнаруживаются целые черепа животных — их, скорее всего, разбивали, чтобы достать питательный мозг; отверстия же на обломках костей животных, даже очень аккуратные, не позволяют установить, были они сделаны в процессе трепанации или посмертно.
В 1991 году на неолитической стоянке человека разумного Шамп-Дюран во Франции нашли почти целый коровий череп с круглым отверстием во лбу, датированный 3400−3000 лет до н.э. Археологи решили, что отверстие — результат столкновения с рогом другой коровы, и не задержались на находке надолго. Но в прошлом году к ней обратились двое антропологов, Фернандо Рамирез Росси (Fernando Ramirez Rozzi) и Ален Фроман (Alain Froment). Они сделали по рентгеновским снимкам коровьего черепа из Шамп-Дюран его 3D-модель, и изучили отверстие с помощью сканирующего электронного микроскопа — очень мощного инструмента, позволяющего различить детали поверхности и приповерхностных слоев материала размером в несколько десятых нанометра.
Ученые не нашли ни трещин, ни признаков того, что череп коровы крошился под ударом, оставившим отверстие; края его оказались очень ровными и острыми. Росси и Фроман пришли к выводу о том, что сильный удар не мог быть причиной появления отверстия: его сделали, аккуратно просверлив, вырезав или выскоблив, без приложения большого усилия. Вероятно, дыра в коровьем черепе — след трепанации, заключили они.
Несмотря на отсутствие трещин, животно, по‑видимому, не прожило долго после операции: радиологическое исследование не обнаружило признаков заживления. Корова могла погибнуть во время операции или вскоре после нее; установить причину смерти животного спустя пять тысяч лет невозможно. Но череп из Шапм-Дюрана — первое доказательство того, что люди каменного века трепанировали черепа домашних животных, пишут Росси и Фроман в статье, опубликованной в Scientific Reports. Эта операция могла быть попыткой спасти жизнь животного — и тогда это первое свидетельство ветеринарной трепанации в каменном веке. Возможно также, что на корове практиковался «хирург», который лечил таким образом и людей.
Недавно европейские археологи обнаружили средневековое женское погребение. Женщина, останки которой лежали в нем, пережила трепанацию черепа, умерла на последних месяцах беременности; уже в могиле ее тело вытолкнуло плод наружу.