Перед обычными автомобилями, работающими на базе ДВС, электромобили все-таки обладают рядом недостатков. Об этом прекрасно знает герой сегодняшней истории, журналист издания CNET, поскольку сам является владельцем электромобиля. Экстремальные температуры (невыносимая жара или мороз) могут оказывать негативный эффект на батареи, в конечном итоге приводя к сокращению запаса хода. Кроме того, электромобили как правило тяжелее своих ДВС-собратьев, часто используют всесезонные шины с низким сопротивлением качению, которым сложнее зацепиться за зимнее полотно дороги. Каждый автопроизводитель проводит испытания своих новинок в зимних условиях, чтобы максимально подготовить авто к самым разным эксплуатационным условиям Компания Tesla – не исключение.
Калифорнийская компания Tesla всегда готовила свои электромобили к эксплуатации в зимних условиях. В 2007 году, когда модель Rodster первого поколения еще только проходила стадию испытаний, компания отправила команду инженеров в шведский город Арвидсъяур в 110 км к югу от северного полярного круга чтобы те проверили эффективность ходовой части при низких температурах. С тех пор компания продолжает испытывать все свои электромобили в суровых условиях, именно поэтому они сейчас столь популярны, например, в Норвегии. Только теперь машины проверяют на закрытом тестовом полигоне на Аляске. Тим Стивенс со съемочной командой CNET получили эксклюзивное предложение посетить это секретное место и опробовать все три модели электромобилей Tesla, находящихся в производстве.
Зимний полигон Tesla находится в настоящей глуши, примерно в двух часах езды от города Фэрбанкс. Инженеры компании проводят здесь испытания электромобилей и технологий уже несколько лет, но это первый раз, когда сюда пускают журналистов. Центральное длинное здание окружено огромным заасфальтированным треком, а также дополнительными участниками, где сотрудники по-всякому мучают различные подопытные образцы.
«В распоряжении имеются ровные ледяные и заснеженные участки, участки на которых проверяют маневренность автомобилей, несколько ледяных холмов с многочисленными уклонами, а также покрытая льдом площадка для испытания автомобиля на занос или боковой увод, гладкая настолько, что годится для проведения финалов чемпионатов НХЛ», — пишет Стивенс.
Компания проверяет здесь не только системы управления и безопасности своих электрокаров. Здешние условия идеально подходят для проверки, настройки и повышения эффективности систем кондиционирования и вентиляции, которыми хвастается Tesla.
Разумеется, Стивенс не мог не воспользоваться возможностью самостоятельно провести тест-драйв попавших в его руки моделей Tesla. Models S и Model X, как и большинство других современных автомобилей, оснащены различными системами стабилизации и устойчивости, предназначающимися для того, чтобы свести к минимуму вероятные опасные ситуации в подобных экстремальных условиях эксплуатации.
«Выйди за рамки дозволенного, сделай что-то, что машине не понравится и она тут же существенно снизит мощность и сделает все необходимое для того, чтобы вас сберечь», — пишет журналист.
А что если отключить всю эту электронику? На тестовом полигоне Tesla имеется очень большое снежное поле, где можно легко войти в занос или вообще вылететь с протоптанной трассы, если переборщить с педалью акселератора. Стивенс первым делом направился туда.
«С помощью лэптопа и пары кликов один из инженеров Tesla отключил абсолютно все системы стабилизации машины и предложил мне выполнить резкий маневр, имитирующий быструю смены полосы на скорости около 100 километров в час. Такие ситуации на Аляске могут случаться довольно часто, дикие лоси здесь любят перебегать дорогу в самый неожиданный для вас момент».
Имеющий в запасе десятилетний опыт вождения на снежной дороге Стивенс с маневром в таких условиях справился, однако, отмечает журналист, «среднестатистический владелец Model S вертелся бы тут как корова на льду».
Затем специалист компании заново включил системы стабилизации и антипробуксовочную систему и Стивенс попробовал снова.
«Та же скорость, то же заснеженное поле. Я пытался пусть машину в занос, но Tesla каждый раз старалась держать себя внутри полосы, сначала позволяя совершить резкий маневр объезда воображаемого лося, а затем спокойно стабилизируя свое направление движения».
Журналист поясняет, что авто делало это посредством комбинированной работы систем активного торможения, а также адресного распределения крутящего момента.
«Когда автомобиль определяет занос, за счет различных датчиков и в том числе датчиков частоты вращения того или иного колеса, она сразу же пытается минимизировать его эффекты, автоматически подтормаживая разными колесами, вытягивая нос. Кроме того, машина может модулировать величину крутящего момента на передней и зданиях осях, тем самым помогая колесам зацепиться за дорогу».
По мнению Стивенса, на Model 3 кататься по снегу еще веселее, даже в базовой версии, по сравнению с ее более старшими собратьями.
«Несмотря на то, что Model 3 делает все ровно то же самое, что и Models S и X, чтобы стабилизировать движение и предотвратить ваш занос, у нее шире диапазон допустимого проскальзывания».
Версия Performance электрокара с активным режимом Track Mode показалась журналисту наиболее приятной в обращении.
«Режим «Track Mode» Model 3 позволяет задней части автомобиля еще сильнее уходить в снос, в некоторых моментах давая вам почувствовать себя настоящим дрифтером. Но стоит переборщить, и вы уйдете в настоящий занос. Правда, в этом случае авто также снизит мощность и самостоятельно будет подтормаживать в нужный момент, чтобы выровнять ваше движение», — объясняет журналист.
«На треке со скользким покрытием, а также на более вертлявой дороге я чувствовал, что машина меньше сопротивляется тому, что я в итоге хочу сделать, позволяя выполнять более сложные маневры, вроде скандинавского флика, когда автомобиль сперва виляет в противоположную сторону от направления поворота, а затем в сторону поворота. Любой намек на активную систему стабилизации убил бы подобный манер, но я наматывал круг за кругом выполняя этот трюк и Model 3 в эти моменты совсем не сопротивлялась», — пишут Стивенс.
В целом к концу дня журналист был просто потрясен возможностями Model 3. Электроника машины позволяет не только чувствовать себя в безопасности, но и получать настоящее удовольствие от управления. Единственное, на что посетовал журналист, так это на отсутствие физического ручного тормоза, а также на невозможность отключить все системы безопасности самостоятельно. В то же время он отметил, что Tesla работает над «продвинутым» режимом «Track Mode», который позволит проводить более гибкую настройку, позволяя вручную регулировать разделение крутящего момента между передней и задней осями авто.