Алексей Алексеев — студент магистратуры Института электроники и светотехники Мордовского государственного университета и основатель стартапа «Робокинетика». Начал плотно заниматься электроникой на третьем курсе вуза, а в июне прошлого года стал победителем хакатона HackDay, где вместе с командой за 48 часов собрал робота-гексапода, способного свободно перемещаться в пространстве, произвольно выбирая направление движения и обходя препятствия. Робот-гексапод получился отличной игрушкой, но пользы от него в быту не было никакой.
Тогда-то Алексеев и решил применить свои таланты инженера и опыт разработки электроники в стремительно развивающихся аддитивных технологиях, где спрос на качественные и удобные решения пока в десятки раз превышает предложение.
Толчком стал случайный разговор со знакомыми, которые жаловались, что университетский Центр молодежного и технического творчества (ЦМИТ) никак не может найти качественные, но недорогие варианты 3D-принтеров для обучения талантливых ребят основам 3D-печати. Оценив сложность задачи, Алексеев понял, что может ее решить — сможет разработать собственный 3D-принтер, который по ключевым характеристикам не будет уступать зарубежным образцам, но будет стоить в разы дешевле. Достаточно быстро он собрал команду из четырех человек, в которую помимо самого Алексеева вошли конструктор, программист и научный сотрудник, составляющий методические рекомендации по применению устройства.
На разработку было потрачено порядка 400 тысяч рублей. В результате был создан 3D-дельта-принтер, получивший название «Эрьзя» в честь российского художника Степана Эрьзи. От обычного принтера, как и все дельта-принтеры, он отличается большой высотой печати (до 295 мм) и нестандартным принципом перемещения экструдера.
Объем печати принтера «Эрьзя» составляет 180×180×295 мм, толщина рисунка — 100 или 200 микрон (0,1 или 0,2 мм) в зависимости от настройки. Средняя скорость печати — 120 мм/с, хотя она всегда зависит от типа используемого пластика. Например, при использовании ABS-пластика, температура плавления которого составляет приблизительно 220 градусов Цельсия, для сохранения качества скорость лучше снизить до 45 мм/с.
С помощью принтера можно легко напечатать различные фигурки, статуэтки, игрушки, проекты зданий, прототипы материальных продуктов и т. д. Например, на печать фигурки героя «Звездных войн» Дарта Вейдера слоем 100 микрон (0,1 мм) на скорости 120 мм/с из PLA-пластика у принтера ушло 12 часов.
Принтер напечатает любой предмет в пределах заявленных размеров, а в интернете есть уже огромная база готовых 3D-моделей, которая постоянно пополняется, говорит Алексеев.
«Рынок 3D-печати сегодня — это один из самых быстро развивающихся рынков, с каждым годом количество потребителей и производителей увеличивается, а цены уменьшаются», — говорит Алексеев, объясняя выбранную нишу.
По словам Алексеева, 3D-принтеры нужны сегодня всем — от школьников и студентов, осваивающих основы аддитивных технологий (и специалисты по которым через 5-7 лет нужны будут почти везде), до бизнесменов и программистов, работа которых связана с визуализацией разрабатываемых продуктов.
Принтер «Эрьзя», уверен Алексеев, — идеальное по цене/качеству решение для обучения новичков, которые хотели бы освоить технологию 3D-печати. Для школьников команда проекта разработала специальные занятия, которые помогут им разобраться в особенностях аддитивных технологий. К слову, на молодежном образовательном форуме «Инерка — 2016» стартап получил грант в размере 100 тысяч рублей, на эти деньги компания в следующем месяце поставит принтеры в три школы Саранска.
«Мы удешевили принтер за счет того, что сделали его полностью открытым — за печатью можно наблюдать со всех сторон, дополнительные компоненты не нужны. Также мы убрали подогреваемую платформу для печати ABS-пластика и сделали коротки тяговых на подшипниках, вместо рельсов, и еще ряд других улучшений», — говорит Алексеев.
Чтобы развивать проект дальше и наладить серийное производство принтеров «Робокинетика» запустила сбор средств на российской краудфандинговой платформе Boomstarter. Ребята надеются собрать 300 тысяч рублей, которые пойдут на модернизацию принтера, в том числе на добавление в следующую модель устройства возможности использования переработанного пластика.
Во время краудфандинговой кампании купить принтер «Эрьзя» можно за 30 тысяч рублей с годовой гарантией, тогда как его аналоги стоят в 4-8 раз дороже. Например, российский принтер Picaso 3D Designer в среднем стоит 118 тысяч рублей, MakerBot Replicator 2 — 175 тысяч, а Ultimaker 2+ — 235 тысяч рублей. При этом они могут печатать предметы высотой до 210, 155 и 205 миллиметров соответственно. При запуске продаж «Эрьзя» будет стоить уже 45 тысяч рублей.
Конкуренции с китайскими 3D-принтерами «Робокинетика» не боится. «Конечно, в Китае можно заказать принтер в разобранном виде и за 20 тысяч рублей. Но даже если его правильно собрать, нет никакой гарантии, что все комплектующие будут работать. Видимо, поэтому в Китае мало кто заказывает подобную технику. Мы же даем на „Эрьзя“ годовую гарантию», — говорит Алексеев.
На 60% «Эрьзя» состоит из российских комплектующих. Такие детали, как, например, шаговые двигатели, плата управления и дисплей сделаны в Китае, печатающая головка (hotend) — в Германии.
«В идеале мы бы хотели производить свои платы для управления. Часть средств, если заинтересованные пользователи нас поддержат и нам удастся собрать необходимую сумму, пойдет на разработку новой платы для управления принтером», — рассказал «Хайтеку» руководитель «Робокинетики».
Алексеев уверен, что качественный продукт и более чем конкурентная цена позволят его разработке быстро найти свое место на рынке. А рынок этот растет невероятными темпами. Согласно прогнозу аналитической компании Context, объем мирового рынка аддитивных технологий, в том числе продажи 3D-принтеров, расходных материалов и услуг, вырастет до $17,8 млрд к 2018 году. В частности, общий объем продаж персональных, профессиональных и промышленных 3D-принтеров увеличится с $1,8 млрд в 2016 году до $6,4 млрд в 2020 при совокупном годовом приросте в 38%.
Российский рынок 3D-принтеров на сегодняшний день составляет около 0,5% от мирового рынка, примерно — $19 млн. По информации компании 3Dtool, одного из ведущих поставщиков техники на рынке 3D-печати, объем продаж российского оборудования только за первый квартал 2016 года вырос на 45% по сравнению с прошлым годом. Не исключено, что выход на российский рынок продукта «Эрьзя», при этом в самую массовую и популярную нишу, еще сильнее подстегнет продажи.