Трудно поверить, чтобы сегодня какая-нибудь страна мира всерьез планировала напасть на США, причем не где-нибудь, а прямо на их собственной территории. Подобная идея в современном мире выглядит чистым безумием. Но так было не всегда. На протяжении относительно недолгой истории Соединенных Штатов несколько стран, включая СССР, рассматривали конкретные планы вторжения на американскую территорию. N+1 вспоминает, как это было.
Огромное водное пространство, отделяющее США от Старого Света, где в последние пару тысяч лет возникали все мало-мальски значимые вооруженные конфликты, всегда служило для американцев надежной защитой. Что же касается соседей по континенту, то среди них Штаты давно и прочно доминируют и агрессии со стороны Мексики или Канады могут не опасаться.
Первые и последние масштабные вторжения иностранных войск на американскую территорию относятся к первому периоду существования Соединенных Штатов, концу XVIII — началу XIX века. Речь, разумеется, идет об англичанах, которые никак не могли простить измену короне со стороны бывших колоний. После фиаско в Войне за независимость британцы, обладая самым мощным военным флотом на планете и располагая удобным плацдармом для вторжения в виде Канады, решили возобновить боевые действия на другом берегу Атлантики. На первом этапе войны 1812–1815 годов королевские войска проверил несколько удачных операций на американской территории — в частности, захватили и разграбили Вашингтон.
Но неудача англичан под Новым Орлеаном заставила стороны сесть за стол переговоров и восстановить статус-кво. Главным итогом этой войны можно признать появление десятью годами позже «доктрины Монро» — документа, провозглашавшего невмешательство США в дела Старого Света, а европейских держав — во внутренние дела стран Западного полушария. Тем самым США фактически предупредили европейцев, что любое вмешательство с их стороны в дела их бывших колоний в Америке будет расцениваться как нарушение жизненных интересов самих Штатов.
За прошедшие с тех пор двести лет ни одна иностранная армия так и не ступила на американскую землю, если не считать, конечно, высадки японских десантов в 1942 году на острова Атту и Кыска, принадлежащих к группе Алеутских островов, и захвата самураями нескольких зависимых территорий. Материковая часть Штатов интервенции избежала, хотя несколько раз такая угроза над ней нависала. Но если поначалу на пути предполагаемых интервентов вставали только огромные морские расстояния, то потом их стала отпугивать и возросшая военная мощь США.
В конце XIX века, когда почти вся территория планеты была поделена между ведущими колониальными державами — в первую очередь Англией, Францией и Россией, оставшиеся не у дел Германия и США едва не развязали войну за обладание архипелагом Самоа в Тихом океане. К Самоа были стянуты боевые корабли обеих стран, и конфликт казался неминуемым, но тут вмешались силы природы — тайфун уничтожил или выбросил на берег все американские и немецкие корабли. Спастись удалось только британской «Каллиопе», которая прибыла к островам в качестве наблюдателя. Впоследствии весь архипелаг поделили на германское и американское Самоа, но этот конфликт дал повод Берлину задуматься о нанесении удара по Америке.
В 1898–1903 годах Германия разработала три плана по вторжению непосредственно на территорию США. И если первый из них предполагал лишь бомбардировку американского побережья силами корабельной артиллерии и высадку ограниченных десантов в устье Чесапикского залива, где планировалось уничтожить главные судостроительные мощности американцев, то последующие два включали уже крупную наземную операцию с участием как минимум четырех дивизий (около 100 тысяч человек).
Согласно второму плану, германский флот (60 боевых кораблей и столько же транспортных судов) должен был выйти из Киля и за 25 дней достигнуть берегов США. Часть десанта планировалось высадить на мысе Кейп-Код, откуда немцы должны были наступать на Бостон. Второй группе войск, высадившейся в устье залива Нью-Йорк при поддержке основных сил флота, которые должны были войти прямо в гавань и превратить в щепки Манхэттен, предписывалось захватить главный город США. Это план, как и первый, был сочтен невыполнимым — возражения нашлись как у начальника германского Генштаба Альфреда фон Шлиффена, который считал, что со 100 тысячами солдат взять Нью-Йорк невозможно, так и у самого кайзера Вильгельма II. По мнению последнего, переброска флота и армии непосредственно из Германии к берегам США была бы слишком затруднительной, и для успеха операции требовался промежуточный плацдарм.
Наконец, третий вариант вторжения первоначально предполагал высадку германских войск на Кубе и в Пуэрто-Рико, которые предполагалось использовать в качестве промежуточных баз. От атаки на Нью-Йорк немцы на этот раз отказались — главной целью их предполагаемой наземной операции был Бостон. Одновременно флот кайзера должен был блокировать Панамский канал. Этот план был в целом признан выполнимым, но с двумя условиями: при отсутствии военной угрозы для Германии в Европе и в случае сохранения военной мощи США на тогдашнем относительно низком уровне (в Берлине явно заблуждались насчет возможной американского ВПК). Однако ни то, ни другое условие соблюдено не было: в Европе уже определились контуры Антанты, созданной в целях сдерживания Германии, а американский военный флот уже мало в чем уступал Кригсмарине, что публично и продемонстрировал три года спустя.
Возглавивший Германию в 1933 году Адольф Гитлер еще больше, чем последний немецкий кайзер, был склонен к военным авантюрам, но даже ему не приходило в голову строить планы по вторжению в США. Хотя, конечно, при благоприятных для Третьего рейха обстоятельствах такие планы должны были у него появиться — просто в силу намерений фюрера установить господство над всем миром.
Гитлер вообще мало что знал об Америке, и его представления о Соединенных Штатах укладывались в стандартные формулировки немецкой пропаганды: США — это страна, «где живет много расово неполноценных людей, которыми правят еврейские капиталисты, угнетающие простых рабочих». Однако в 1937 году фюрер ознакомился с перспективными разработками Me.264 — четырехдвигательного бомбардировщика компании «Мессершмитт», дальность полета которого позволила бы достичь территории США. И хотя, развязав войну против Англии и Франции, Гитлер категорически запретил топить американские корабли в Атлантике, идея заполучить оружие, способное наносить удары по американской территории, его уже не оставляла.
Правда, ни о каких наземных операциях за океаном в Третьем рейхе всерьез не задумывались — перед вермахтом стояло слишком много первоочередных задач — сперва в Польше, потом во Франции, потом в России и Северной Африке и так далее. Хотя уже после объявления войны США (это произошло в декабре 1941 года; Гитлер тогда еще заявил, что и без японского удара по Перл-Харбору прекрасно знал, что единственной целью Штатов является уничтожение одного за другим всех государств и установление собственного мирового господства) немцы высадили на американском берегу, под Нью-Йорком и во Флориде, две группы диверсантов. Они должны были совершить несколько терактов, вызвав панику среди населения, но один из них сдал обе группы ФБР, и американские власти отправили незадачливых диверсантов на электрический стул.
Однажды Гитлер чуть не подобрался к США на относительно близкое расстояние: в 1940 году немецкий Генштаб разработал операцию «Феликс», предполагавшую захват Гибралтара, а в дальнейшем и Азорских островов, которые почти наполовину сокращали расстояние от Германии до американского берега. Но из-за позиции Франциско Франко, не желавшего ввергать Испанию во Вторую мировую, этот план был отложен.
Пока шла доработка Me.264, немцы все же успели попортить жизнь американцам, развязав подводную войну у самых берегов США. В 1942–1943 годах субмарины Третьего рейха, перемещаясь от Мексиканского залива до берегов Ньюфаундленда, потопили в американских территориальных водах сотни судов (только в январе 1942 года — 62 судна), но постепенно командование союзников усилило охрану транспортов, и «улов» немцев стал неуклонно сокращаться.
В 1942 году прошли очередные испытания Me.264, выявившие множество недостатков в конструкции самолета. После этого полковник люфтваффе Виктор фон Лоссберг предложил, используя гидросамолет BV.222 «Wiking», который мог быть доставлен к берегам США на борту подлодки, сбросить на Нью-Йорк несколько 8-тонных бомб. Фон Лоссберг сам вызвался сесть за штурвал. Это предложение было отложено до весны 1944 года, но к тому времени американские ВМС уже оттеснили немецкие подлодки от своих берегов.
После неудачи с Me.264 разработчики Фау-2 Вернер фон Браун и Вальтер Дорнбергер предложили Гитлеру создать ракету А-1, способную достичь Америки. Работы над этим проектом начались на полигоне Пенемюнде, который союзники, узнав о планах немцев, немедленно разбомбили. После этого создание А-1 переместили на подземный завод в австрийских горах, но позже проект пришлось свернуть, а завод переориентировали на производство синтетического топлива.
Одной из последних попыток Гитлера хоть как-то насолить США стал проект бомбардировщика, созданный на основе пассажирского самолета «Кондор» компании «Фокке-Вульф». Он должен был нести несколько небольших самолетов, оснащенных бомбами, за штурвалы которых предполагалось посадить летчиков-самоубийц (как раз в это время японские камикадзе действовали в другой части света). Проект получил одобрение в январе 1945 года, но времени для его реализации не хватило. Гитлер, по признанию министра военной промышленности рейха Альберта Шпеера, очень любивший фантазировать на тему разрушения Нью-Йорка, в последние дни жизни имел возможность наблюдать развалины лишь своей столицы.
Япония, развязавшая войну на Тихом океане, тоже никогда не приступала к разработке конкретных планов по вторжению на американский берег. В момент максимального расширения своей агрессии (до битвы у атолла Мидуэй в июне 1942 года) императорская ставка рассматривала возможности наступления на Индию и высадки десанта в Австралии. Впрочем, на случай успеха у Мидуэя, который так и не состоялся, Токио уже примеривался к захвату всех Гавайских островов. При этом японские подлодки изредка появлялись у берегов США, вступая в артиллерийские дуэли с береговыми батареями. Другим оружием, использованным самураями против американцев на их же территории, стали заполненные водородом аэростаты, которые несли осколочно-фугасные бомбы. За последние два года войны Япония запустила более девяти тысяч таких аэростатов, 300 из которых достигли Северной Америки. На территории США от взрыва принесенных по воздуху бомб погибли шесть человек.
Несмотря на всю призрачность угрозы японского наземного вторжения, эта возможность в начале войны вызывала немалую панику среди американских граждан. В ночь с 24 на 25 февраля 1942 года артиллерийские батареи, расположенные у Лос-Анджелеса, после ложного сигнала тревоги подняли беспорядочную стрельбу, в результате которой погибли пять мирных граждан. Истерия вокруг возможной высадки японцев хорошо отражена в фильме Стивена Спилберга «1941».
Последней страной, лелеявшей планы вторгнуться на американскую землю, был, разумеется, СССР. После окончания Второй мировой войны отношения бывших союзников в войне против Японии и Германии резко накалились, и стало казаться, что передел мира еще далеко не закончен. Как выяснилось много лет спустя, после того как своими воспоминаниями поделился бывший офицер разведотдела 14 армии Александр Титенский, советский Генштаб вынашивал фантастическую операцию по вторжению на Аляску через Берингов пролив. Для этого на Чукотке предполагалось сосредоточить упомянутую 14 армию, усилив ее большим количеством авиации и войск ПВО. Американцы, видимо, что-то подозревали, так как тоже развернули бурную деятельность на своем берегу, но эти приготовления носили чисто оборонительный характер. К счастью, в Москве вовремя поняли, что десант на Аляску, притом что на советском берегу так и не было создано соответствующей войсковой инфраструктуры, это авантюра. Ну а вскоре началась Корейская война, которая отвлекла на себя интересы обеих сверхдержав, уже обладавших к тому времени ядерным оружием.
Последнее, к слову, и лишило смысла какие бы то ни было новые планы по высадке десанта на территорию США. По крайней мере, до предваряющего ядерного удара. А потом, возможно, и высаживаться, и сопротивляться десанту будет некому.