Во всех уголках Земли, в самых глубоких ее глубинах, лаванавты, пустыненавты, пещеронавты и акванавты имитируют проживание в космосе. Проведя 80 дней в двухэтажной камере в пустыне штата Юта в рамках последней имитации жизни на Красной планете, семь членов Mars Society 13 декабря покинули свой макет межпланетного жилища. Но на этом работа ее не закончена. Покинув Юту, те же члены экипажа из семи различных стран будут жить в канадской Арктике, в таком же жилище, в течение очередных 80 дней.
За 15 полевых сезонов больше тысячи «пустыненавтов» поработали на аналоге Марсианской пустынной исследовательской станции в Юте. Для них были созданы условия, имитирующие окружение людей, которые вдруг решили пожить и поработать на четвертом камне от Солнца.
Члены экипажа не могут покидать жилище без скафандров и сталкиваются с 20-минутной задержкой в общении с людьми снаружи. Запасы воды ограничены, а свежей пищи не существует.
В рамках этого эксперимента и других подобных акцент делается не столько на изучении того, как физиология человека адаптируется к суровым крайностям марсианского окружения — в конце концов, воспроизвести пониженную силу тяжести, удушливую атмосферу и токсичную почву не так-то просто. Вместо этого эти фиктивные миссии в первую очередь стараются выяснить, как меняется человек и его поведение в пустынном уединении.
Миссия «Марс-160» проходит в два этапа и должна помочь ученым оценить, как следует проводить исследование другой планеты. Поэтому члены «экипажа» сосредоточены на проведении микробиологических, геологических и палеонтологических экспериментов с конца сентября.
Они также испытывают новый дизайн скафандра и систему вакуумной очистки белья.
«Космическая база» Mars Society припаркована в конце Cow Dung Road близ Хэнксвилла, штат Юта, с теплицей внутри геодезического купола, обсерваторией и двухэтажной средой обитания 13 квадратных метров площадью.
Если этот набор кажется вам знакомым, возможно, потому что так и есть. По всему миру проходит несколько других космических миссий, и ученые используют эти «городки» для изучения различных аспектов реакции людей на проживание в приближенных к космическим условиях.
Гавайи
Совсем недавно марсианский экипаж завершил целый год изоляции в Гавайском университете в рамках программы по исследованию космического аналога и симуляции на склонах Мауна Лоа, крупнейшего вулкана на Гавайях. Здесь экипажи из шести членов периодически заселяют двухэтажный геодезический купол на солнечных батареях и дают исследователям NASA возможность понаблюдать, как реагируют люди на жизнь в изоляции.
Лавовые поля вулкана, одеялом укрывающие землю вокруг жилища, предлагают экипажу шанс поработать в местах, которые очень похожи на Марс: грубые и опасные, с лавовыми трубками, скрывающимися под острыми вулканическими породами.
Флорида
Не все космические программы проходят на Земле. Одна из них, исследовательская станция NASA Aquarius, это единственная подводная исследовательская станция на Земле.
Экипажи, участвующие в миссиях NEEMO, проводят по меньшей мере три недели под водой, в жилище на глубине 20 метров под поверхностью воды, рядом с коралловыми рифами Ки-Ларго. Четыре акванавта одновременно могут практиковаться в жизни и работе в среде, которая явно не предназначается для заселения людьми. В течение многих лет многие космонавты, реально вышедшие в космос, обучились в ходе 21 миссии NEEMO.
Сардиния, Италия
Есть неоспоримый факт о космических путешествиях. Иногда бывает темно. На Луне или на Марсе, например, многие планы миссий предлагают проживать внутри пещер или лавовых труб, которые могли бы защитить астронавтов от вредоносного космического излучения. Имея это в виду, Европейское космическое агентство создало симуляцию пребывания в глубоком космосе в сети пещер, которые находятся на километровой глубине под Сардинией. Этот эксперимент называется CAVES.
Там, в глубинах, экипаж из шести человек исследует новый мир, используя стратегии перемещения по пещерам, медленные и осторожные, с тщательным планированием. Миссии по исследованию пещер длятся меньше, чем миссии на поверхности. Последняя миссия CAVES проходила этим летом в течение шести дней.
Остров Девон, Канада
Канадская высокая Арктика — холодная, тусклая временами и неумолимая — стала домом для нескольких космических моделирований, и оба они располагаются на острове Девон. Самый большой необитаемый остров в мире — Девон — находится в Баффиновом заливе и обычно служит домом для маленьких стад овцебыков.
Время от времени, впрочем, он также принимает в гости ненастоящих космонавтов. Научно-исследовательская станция Mars Society F-MARS станет домом для команды «Марса-160»: в 2017 году новообразованная группа из шести человек дважды проведет 80 дней на станции.
NASA также использует форпост на Девоне, который расположен на хребте с видом на гигантский ударный кратер Хотон. Высокоширотный Хотон считается самым похожим на Марс местом на Земле и представляет собой бесплодную каменистую пустыню, температура в которой редко поднимается выше точки замерзания.
Москва, Россия
Совсем не обязательно ездить в экзотические места, чтобы найти космос на Земле. Самое длительное моделирование марсианских условий до настоящего времени проходило в ничем не примечательном объекте в Москве, в Институте медико-биологических проблем РАН.
Эксперимент «Марс-500» проводился Европейским космическим агентством, Роскосмосом и Китаем и был разделен на три этапа, в которых шесть членов экипажа были заперты в имитации марсианского жилища на 520 дней — столько, как ожидается, потребуется для путешествия на Марс и обратно. Полный эксперимент включал даже макет космического аппарата, имитацию приземления и создания жилища на марсианской поверхности.
Хьюстон
В подобном стиле NASA разработало Human Exploration Research Analog в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне. Этот проект помогает ученым лучше понять, как люди справляются с путешествием через пустоту космического пространства в замкнутых коробках, когда из окна видна лишь ночь, и очень долго.
Здесь, используя трехэтажную модель среды обитания, ученые пытаются ответить на сложнейшие вопросы: каково это — жить без света? Что происходит с мозгами, когда Земли — нашей родной планеты — больше не видно? Продолжают ли работать циркадные ритмы? В этом году, в рамках 30-дневных миссий внутри HERA, команды из четырех членов экипажа проверял работу оборудования и пищу, а также практиковались во внекорабельной активности на виртуальном астероиде, который однажды может стать промежуточным этапом путешествия на Марс.
Антарктида
На южном конце Земли удаленная научно-исследовательская станция помогает Европейскому космическому агентству исследовать, какой могла бы быть жизнь за пределами нашей планеты. Станция «Конкордия» (Concordia), расположенная на высоком антарктическом плато, населяется круглый год, на ней живет до шестнадцати человек. Хотя основное внимание посвящено изучению климата, гляциологии и магнитного поля Земли, жизнь на базе также имитирует некоторые из трудностей, связанные с космическими путешествиями.
Ученые отслеживают такие вещи, как изменения кровяного давления и работы мозга, пока ученые живут на базе. Также они изучают изменения зрения и циклов сна у тех, кто сталкивается с четырьмя месяцами темноты, характеризующей антарктическую зиму. Также на «Конкордии» ищут экстремофилы или вирусы, бактерии и грибки, которые процветают в жестоких для жизни условиях.