За последние несколько лет искусственный разум пытались научить, кажется, практически всему: от сложных вычислений до игры в покер. Но японские исследователи из компании NTT Resonant сосредоточили свои изыскания в несколько иной области: разработанная ими система искусственного интеллекта Oshi-el прямо сейчас пробует свои силы в качестве онлайн-психолога.
Как и все существующие на данный момент системы искусственного интеллекта, Oshi-el для начала вынуждена была пройти курс обучения. Для этого ИИ пришлось изучить порядка 190 000 вопросов и 770 000 ответов в области психологии. Из полученной базы данных формируются ответы в зависимости от задаваемого вопроса с приданием ответу эмоционального окраса. Таким образом, машина способна не просто дать совет, но и выразить сочувствие и предложить несколько вариантов решения проблемы. Как утверждает один из создателей ИИ, Макото Накатсиджи:
«Подавляющее большинство виртуальных собеседников, так называемых чат-ботов, могут дать вам короткие ответы, касающиеся определенных фактических вопросов. Ответы на вопросы, касающиеся жизни и любви в общем, особенно в Японии, могут быть очень сложными и содержать целую страницу текста. Эти ответы, как правило, содержат множество взаимосвязей между различными категориями, такими как семья, школа, работа и др., что делает составление ответа весьма сложной задачей».
Используя в качестве основы уже существующий ответ, Oshi-el подбирает и комбинирует соответствующие предложения, выбранные из базы на основе ключевых слов, и, несмотря на то что на данный момент ответы достаточно шаблонны, текст не лишен смысла. Сама система продолжает обучаться, и в будущем японские исследователи планируют довести ИИ до того уровня, когда при составлении ответа их «психолог» будет давать более точные ответы, которые будут составляться не из отдельных готовых фраз, а построены на основе «опыта» всей системы. Профессор Ди Вонг из университета Карнеги Меллоун, понаблюдав за работой Oshi-el, в интервью изданию New Scientist заявил:
«Безусловно, эта система пока еще не в состоянии самостоятельно написать эссе на отвлеченную тему. Для этого ей действительно потребуется понять заданный вопрос. Но у нас еще нет даже точного определения того, что значит термин «понимание» в контексте искусственного интеллекта, поэтому интеллект способен уловить только лишь «верхушку айсберга» проблем, скрывающихся в заданном вопросе. А самым удивительным является то, что в данном случае людей не очень-то и заботит правильность данного им ответа, они хотят услышать то, что им нужно, а не то, что правильно. И с этим система справляется».