О религии додинастического периода известно очень мало. Необходимо учитывать, что письменности в то время не было, уяснить все нюансы того времени мы не в состоянии. Поэтому большую часть информации мы получаем из современной этнографии, в частности африканистики — эта дисциплина помогает понять, каким могло быть мышление древних египтян. Поэтому я полагаю, что такой сравнительный метод правомерен.
Боги и цари
Когда-то мы все вышли из Африки, и этот материк является некой исходной точкой, в которой аккумулируются наиболее древние воззрения человечества. Основа любой архаической религии — это культ предков и первопредков. Помимо людей, предки — это боги-демиурги, которые обустраивали этот мир. Поэтому культ обожествленных предков и культ создателей присутствуют всегда в любой религии. Пример Египта это всецело подтверждает. Так, царская традиция ведет свое начало от культа богов, которые, как считалось, правили Египтом в изначальное время. Отсюда вытекает и роль человека: он обязан почитать богов, почитать своих предков, приносить жертвы — это основа всякого древнего культа.
Главный бог, который создал весь мир, являлся одновременно и первым царем. Это нашло отражение в ритуалах коронации, когда государи принимают царство от богов, они наследуют сан, наделяются соответствующими атрибутами, а в чем-то меняют свою личность: тот, кто принимает царство, становится причастным миру богов. Так, мы знаем, что фараон, исполняя свою должность, отделяет себя от окружающего мира, он находится за священной пеленой, занавесом. Единственный человек, кто может вступать с ним в непосредственное общение, — это визирь, буквально «тот, кто при завесе». Он разговаривает, получает указания от царя через эту пелену. Если человек случайно коснулся царя, то его нужно как можно быстрее вывести из этого состояния, потому что на человека может перейти божественная сила.
В чем состоит эта сила? Первый бог, который создал этот мир, являлся аккумулятором жизненной силы, которая называется «ка». «Ка» — аналог маны у полинезийцев, нечто такое, что наделяет правящего царя божественностью. Эта сила переходит ему от демиурга, который сотворил этот мир. Царь при коронации наделяется этой маной, которая превосходит жизненную силу любого другого человека. Эту ману он может использовать и на благие дела, и против врагов.
Мы судим о религиозной жизни древних египтян в первую очередь благодаря данным исторических источников, письменных памятников (надписям на стенах храмов и многочисленным папирусам), различным археологическим артефактам. Основной пласт информации — это погребальные памятники, которые разбросаны по всей долине Нила: пирамиды, храмы, гробницы. Наиболее ранние письменные памятники — это тексты пирамид V–VI династий. Как правило, это заупокойные формулы-речения. Они дают нам первичные представления о том, во что египтяне верили, каким богам поклонялись, каким образом они стремились достичь бессмертия.
В дальнейшем на их основе появляются «Тексты саркофагов», призванные обеспечить вечную жизнь простому человеку. В этом их отличие от «Текстов пирамид». Иногда к ранним письменным памятникам ошибочно относят мемфисский теологический трактат. Здесь мы сталкиваемся с таким интересным явлением, как намеренная архаизация памятника, чтобы придать ему больше убедительности и авторитета. А на деле он был записан только в эпоху XXV династии. Интересен он, в частности, тем, что, помимо описания сотворения мира, в нем содержится легенда о делении Египта между Хором и Сетом, извечными богами-антиподами. Сет получает в удел Верхний Египет, Хор — Нижний. Так, наследуя царство, фараон становился повелителем Верхнего и Нижнего Египта.
Ритуалы
Ранние формы ритуала возникли в то время, когда египтяне еще обитали в диких саваннах. Мы знаем, что они почитали звезды, Солнце и Луну и, вероятно, связывали их с какими-то божествами. Интересный памятник времени неолита Сахары — мегалитический комплекс в Набта-Плайя, на юге Египта. Он определенно свидетельствует о том, что люди вели наблюдения за небом. Они фиксировали восход определенных звезд, созвездий, Солнца и Луны. К этому времени были приурочены определенные жертвы. Эта астральная религия трансформировалась в почитание классических египетских богов, с которыми отождествляли определенные звезды: Сириус с богиней Исидой, пояс Ориона с богом Осирисом, Плеяды с богиней Хатхор. Примечательно, что большая часть древних народов, которая населяла средиземноморский регион, по какой-то причине выделяла именно эти звезды и созвездия. В качестве примера можно привести мегалитические комплексы Мальты, которые древнее пирамид. И там были культы тех же созвездий.
Культа смерти как такового в Египте не было, если сравнивать его с Древней Мексикой, например. Египтяне воспринимали жизнь как мимолетное явление. Заранее они начинали готовиться к миру иному. Первые гробницы появляются в Абидосе, Нагаде, в районе будущего Мемфиса. Однако тут возникает несколько принципиальных вопросов. Мы знаем, что обеспечить себе достойное бессмертие могли немногие, так как немногие могли позволить себе строительство гробницы, в которой проводились определенные ритуалы, например, в рамках припирамидного культа. Получается, что какая-то часть египтян могла себе обеспечить заупокойный культ, а следовательно, и бессмертие. А другая часть, которая была его лишена, нет! Какова была судьба такого человека?
«Книга мертвых» играла приблизительно такую же роль, как и «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов». Это, с одной стороны, путеводитель по загробному миру, чтобы душа человека не потерялась в мире богов и демонов, а с другой — возможность не умереть в ином мире, получить новое духовное тело, новую природу. Благодаря «Книге мертвых» человек может жить в новом качестве. Это сложная концепция. Например, если человек получает погребение рядом с пирамидой, приобретает статус блаженного, то ему не о чем больше заботиться, потому что обо всем позаботится царь. Он получает свое бессмертие от царского бессмертия, проще говоря, долю жертв с царского стола. Однако в дальнейшем для обретения бессмертия будут уже важны моральные качества человека. И в более позднее время «Книга мертвых» служит своеобразной страховкой, она оберегает сердце умершего от мук совести. Отрекаясь от всего нечистого в этой жизни, человек получает бессмертие в царстве Осириса. Царь и припирамидный культ для этого уже не нужны.
Египтяне очень почитали животных. Например, мемфисский бык Апис был ассоциирован с душой бога Птаха, бога Тота почитали как ибиса и павиана, богиня Хатхор ассоциировалась с коровой и так далее. Более того, египтяне верили, что в любом животном живет как бы демон, с которым можно вступить в общение. В чем причина этого явления? Архаическим традициям многих народов была присуща вера в перевоплощение душ. В мире происходит круговорот душ. Например, душа человека постепенно начинает перерождаться в растение или животное. Поэтому мир растений и животных священен. Об этом много писали античные авторы. Не могли избежать этой участи и боги-предки. Но что мы знаем о египетских богах?
О мировоззрении
Например, Птах предстает перед нами в виде спеленутого человека в необычном парике, который прижимает к себе посох с символом прочности и стабильности — джед. Считается, что это бог мастеровых, демиург. Демиург претворяет некую природную реальность во вторичную, искусственную. Птах — это нечто божественное, явленное в конкретной функции, и в данном случае это функция мастерства. Вне всякого сомнения, на образ бога Птаха оказала существенное влияние личность Имхотепа, архитектора царя Джосера, который построил первую пирамиду и заложил основу будущего Мемфиса. Поэтому Имхотеп наряду с Птахом — это бог-демиург. Имхотеп являлся первым верховным жрецом Птаха и даже был его сыном. Культ Птаха с особой силой заявляет о себе тогда, когда начинают строить пирамиды, развивается строительство некрополя, стен Мемфиса. Для египтянина связь с мастерством почти мистическая — демиурги работают с металлом, камнем и деревом. Они видят, что на их глазах возникает совершенно новая реальность. Поэтому Имхотеп, создатель первого каменного сооружения, был обожествлен как сын бога Птаха. Имхотеп, по сути, сам становится Птахом!
Иерархии богов в греческом понимании в Древнем Египте не было. Божественное начало являет себя в определенном месте и конкретной функции. Например, дочь бога солнца, его Око, может быть и богиней Хатхор, и Тефнут, и Сехмет, и Бастет, и Нехбет, и Уаджит, и вообще любой другой богиней! Если мы говорим о каком-то создателе (выше мы привели пример с богом Птахом), то по большей части это солнечный бог, например Атум, который совокупился с собственной рукой и породил этот мир — заметим, что это чисто африканское представление. Сам солнечный бог мог возникнуть как первохолм, или солнечный луч, или даже птица, которая появилась в гнезде в середине реки и снесла яйцо. Образов появления этого мира у египтян очень много.
Другими словами, они не придерживались какой-то одной картины мира. Она складывалась из различных представлений. Египтяне пытались представить сотворение мира из тех событий, которые их окружали в повседневности. Например, образ создателя, помимо солнечного бога, может передаваться через «великого гоготуна». Считается, что эта квочка снесла некое яйцо. Гнездо плавает не просто посреди реки, а в том месте, где скапливается ил, то есть возникает будущая земля, наш мир. Египтянин смотрел на Нил и через сложный ряд символов представлял рождение мира.
Как изображались египетские боги? Атрибут каждого бога — это посохи уас/уадж и символ жизни анх. Ни люди, ни цари не обладали такими атрибутами. Очень часто богов изображали с головами животных или как животных. Например, Анубиса, бога некрополя, изображали с шакальей головой или в виде лежащего шакала. Этот образ чрезвычайно распространен в иконографии богов. В виде бегущего шакала изображали «открывателя путей Упуата», который возглавлял все царские процессии. Через шакалий образ передавалась также должность судьи.
Почему самым главным богом считался бог солнца? Для египтянина солнце было источником жизни. Когда царь рождался, то исходил от солнца, когда умирал, он сливался с солнцем. Вечность воспринималась египтянами и как движение солнечного светила, и как движение звезд. Вечность нехех и вечность джет — краеугольные категории египетского миросозерцания. Когда египтянин смотрел на север, то видел приполярные неумирающие (никогда не заходящие за горизонт) звезды, поэтому, когда он умирал, стремился попасть в северную часть неба, стать незаходящей звездой. Если же звезда заходила, то она обретала запад — с точки зрения египтянина она умирала, умирал и бог солнца. Для возрождения ему было необходимо претерпеть своеобразные мытарства и возродиться заново.
Одни боги почитались в государственном, всеегипетском масштабе, например бог Ра-Атум, бог-создатель, или бог мертвых Осирис. Другие боги почитались локально, в местных центрах, например бог-крокодил Себек, Монту или Амон, покровитель Фив. Боги также группировались по семейному принципу или составляли определенный круг. Например, в осирический круг богов входили Исида, Нефтида, Хор, Тот, Анубис. Чрезвычайно интересна личность бога Тота: это бог-палач, бог-расчленитель, который не только приносит первую жертву, становится главным спутником и защитником бога Осириса и его сына Хора, но и совершает первую математическую операцию. Расчленять — значит и делить. Иногда боги вступают в конфликты. Каким бы ни был всемогущим бог Ра, тем не менее Исида может сделать ему некую пакость, например подослать скорпиона или змею. Бог будет плакать, молить о пощаде, а в итоге сдастся на милость победительницы. Эта концепция сильно отличает египетского бога от Бога иудейской и христианской религии, который есть некая универсальная константа, а все остальное уже не имеет значения. В ходе истории боги меняются, меняется их статус. Например, бог Амон изначально городской бог Фив. Когда Фивы начинают доминировать над всем Египтом, то начинает возвеличиваться и культ Амона, он сливается с образом бога-демиурга Ра.
Когда Египет проводит активную внешнюю политику, то египтяне сталкиваются с богами других народов. Естественно, они начинают задаваться вопросом, какой бог первый, более важный или более могущественный, в каких они отношениях между собой. В умах отдельных представителей зреет потребность осмыслить это явление, а в конечном счете создать универсальное божество, которое объединяет под собой все мироздание. Так появляется знаменитая солнцепоклонническая реформа Эхнатона, выдвигающая на первый план культ солнечного диска Атона, который приобретает характер универсальности. Культ Амона мог доминировать при условии, что активно распространялся на другие территории и чисто военными методами. Другие народы не могли воспринять его как своего бога, ибо его культ было возможно только навязать силой. Солнечный бог универсален для всех. Эхнатон выступает как царственный жрец у своего отца-солнца, постепенно он понимает, что все древние боги ущербны — и он начинает от них отказываться. К сожалению, эта реформа была неудачной, так как умозрительная религиозная концепция ее автора не имела корней в народной религии. Когда Эхнатон умер, все вернулось на круги своя.
Можно в общих чертах представить, как развивалась египетская религия, и оценить ее роль для общества. Древнее царство — это эпоха пирамид. В это время основа религиозных воззрений — это все, что связано с пирамидами и культом царя. Когда Древнее царство подходит к своему логическому завершению, люди отказываются от строительства пирамид, возникает эра демократизации погребального культа — человек уже сам должен заботиться о своем бессмертии. Тексты саркофагов представляют человека как Осириса, который может обрести свое собственное независимое посмертное существование. Одновременно в литературе того времени возникает негативное отношение к действительности, люди начинают сомневаться, почему они существуют и зачем. Есть масса памятников, которые говорят о том, что человек теряет себя в этом мире. Для человека важно возродить идею стабильности. С одной стороны, это возрождение государства и царского культа. Вместе с тем царь уже не является гарантом обеспечения заупокойного культа для своих приближенных. Он сам становится объектом этого культа, его погребают наравне с другими в некрополе, наряду с другими он также нуждается в защите. Его сакральный статус постепенно теряется. Для простого человека осирическая религия начинает выполнять важную стабилизирующую функцию в жизни. Ощущение мира с самим собой возникает при участии в судьбе человека какой-то новой божественной реальности. Осирис давал эту гарантию: если человек вел праведную жизнь здесь, то в загробном мире он будет избавлен от страданий и получит лучшую долю. Однако в мире богов и людей существует неопределенность и двойственность. Человек приходит к мысли, что избавиться от страданий можно и чисто магическим путем, для этого надо знать имена богов подземного мира и получить над ними власть. Осирис становится разменной монетой в этой игре, а не руководством к действию. Этическая роль Осириса радикально меняется. Изменить человека он уже не может. Постепенно его культ начинает терять в Египте свою популярность, и ему на смену в конечном итоге приходит христианство. Христианство в каком-то смысле является продолжением идеи воздаяния в загробном мире за земные дела и дает человеку то, чего он не мог взять из религии Осириса, — чувство свободы и выбора между добром и злом.
Источник: postnauka.ru