Изменения в поведении, означающие переход к взрослой жизни, не так уж сильно связаны с половым созреванием.
Про проблемных подростков часто говорят, что у них «гормоны играют». Что значит проблемный подросток? Это значит, что у него постоянные конфликты с родителями, что у него постоянно скачет настроение, что он постоянно ввязывается в рискованные затеи со своими товарищами, мнение которых для него ценнее, чем мнение взрослых. А что означают играющие гормоны? Это означает половое созревание, когда гормоны меняют тело и психику, подготавливая организм к размножению.
Однако, по мнению исследователей из Университета штата Нью-Йорк в Буффало и Университета Массачусетса в Амхерсте, подростковое поведение не так уж сильно зависит от половых гормонов. Если подумать, то «подростковость» – феномен более широкий, чем половое созревание. Подросток учится выстраивать сложные социальные отношения (намного более сложные, чем те, что были у него в детстве), он начинает иначе мыслить и чувствовать, у него меняются представления о самом себе и о мире вокруг, ему нужны новые ощущения – как можно больше новых ощущений, и речь здесь не только о сексуальности.
Есть некоторые сомнения в том, что все эти тектонические изменения в психике обусловлены только лишь перестройкой в половой системе. Да, «подростковость» в поведении наступает в то же время, что и половое созревание, и потому мы обычно считаем, что и то и другое тесно связаны между собой; но можем ли мы как-то проверить, так ли обстоят дела на самом деле?
Проблема в том, что проверить это непросто: невозможно взять подростка и затормозить у него половое созревание. Однако похожие изменения в поведении можно найти у животных. Например, если понаблюдать за молодыми джунгарскими хомячками, то можно увидеть, как они перестают играть друг с другом и начинают выстраивать иерархию: всеобщее равенство в детских играх постепенно исчезает, появляется социальная пирамида, в которой хомячок старается оказаться как можно выше. Появившееся стремление доминировать говорит о том, что индивидуум готов уйти из семьи и найти себе свою территорию. Подобный переход из одного поведения в другое вполне можно назвать подростковым: когнитивные и социальные навыки меняются, молодая особь пытается понять, как жить во взрослом мире.
Притом срок полового созревания у джунгарских хомячков варьирует. Те, что рождаются в начале сезона размножения, созревают очень быстро и успевают оставить свое потомство прямо в этот же сезон. Те, что рождаются к концу сезона размножения, созревают медленно – чтобы не рожать в середине зимы. Половое созревание зависит от светового дня, так что, если в лаборатории держать хомячков при определенном освещении, они станут половозрелыми либо за 30 дней, либо за 100.
Исследователи так и сделали, и, как оказалось, половое созревание у хомячков на изменения в поведении почти не влияло. В статье в Current Biology говорится, что и «быстросозревающие», и «долгосозревающие» хомячки забывали про детские игры в одно и то же время; и, например, «долгосозревающие» особи становились в этом смысле взрослыми – и начинали стремиться к социальному доминированию – сильно до того, как становились половозрелыми.
Конечно, хомячки – не люди, однако некоторые особенности индивидуального развития у всех млекопитающих выглядят одинаково. И мы, и хомячки проходим через половое созревание, и нам, и им приходится осваивать социальные навыки, пусть они у нас и не в пример сложнее.
Разумеется, гормоны влияют на поведение, и многие странности в подростковом поведении можно объяснить конфликтом между зарождающейся сексуальностью и неумением с этой самой сексуальностью обращаться. Но, вероятно, взрослые могли бы лучше понимать взрослеющих детей, если бы не сводили все их проблемы к гормонам.