Главная / Наука / Как связано сельское хозяйство и социальная иерархия

Как связано сельское хозяйство и социальная иерархия

Рисовые террасы народа ифугао называют "восьмым чудом света"

Сложное общественное устройство вовсе необязательно возникает благодаря тому, что люди научились возделывать землю более совершенными способами.

Иерархические отношения настолько укоренились в нашей повседневной жизни, что мы их даже не замечаем.

Однако это вовсе не значит, что для людей везде и всегда был свойственно организовывать свою жизнь в социальные пирамиды: историки и этнографы могут привести много примеров народов и культур, в которых люди жили – и живут – в относительном равноправии. Тем не менее, если взглянуть на историю человечества в целом, то мы увидим, что со временем устройство общества становилось все более сложным и «вертикальным».

В связи с этим специалисты довольно долго пытаются решить вопрос, что именно подталкивало людей к иерархичному социальному порядку. Многие полагают, что причиной тому – развитие материальной культуры вообще и сельского хозяйства в частности; что четкое расслоение общества, грубо говоря, на управляющих и управляемых пришло вместе с новыми жизненными ресурсами и новыми способами их распределения. Но также многие полагают, что все было наоборот, что развитие сельского хозяйства шло следом за социальной иерархией.

Люди ифугао в национальной одежде.

Решить эту дилемму пытались исследователи из Института истории человека Общества Макса Планка и Университета Окленда. Они сравнили 155 сообществ народов Австронезии, живущих на островах Индийского и Тихого океанов, от Мадагаскара до острова Пасхи и от Тайваня до Новой Зеландии.

Австронезийцы очень разнообразны и по социальному устройству (среди них есть сообщества как жестко иерархизированные, так и исключительно «братские»), и по сельскохозяйственным навыкам (кто-то вообще едва обрабатывает землю, а кто-то строит очень сложные сооружения – как филиппинский народ ифугао с его знаменитыми рисовыми террасами). Кроме того, поскольку австронезийцы говорят на родственных языках, можно понять, кто из них древнее, а кто моложе, так что очень удобно было анализировать, что тут за чем шло: сельское хозяйство за иерархией или иерархия за сельским хозяйством.

В результате исследователи пришли к выводу, что однозначной причинно-следственной связи тут нет. В статье в  PNAS говорится, что в одних случаях сельское хозяйство развивалось одновременно с усложнением социальной структуры, и, очевидно, первое обуславливало второе, но в других случаях развитая агротехника и социальная иерархия появлялись независимо друг от друга.

Если и есть тут причинно-следственные закономерности, то направлены они в обе стороны; и по мере роста популяции оба фактора – материальный и социально-политический – начинают усиливать друг друга: социальное устройство подталкивает развитие сельскохозяйственных методов, а улучшающееся сельское хозяйство стимулирует усложнение социальной структуры.

Хотя в данном случае сравнивали между собой только австронезийцев, можно предположить, что такая же закономерность – точнее, отсутствие какой-то общей универсальной закономерности – имело место и в других частях Земли; впрочем, чтобы утверждать это со всей определенностью, нужны дополнительные исследования.

Напомним, что не так давно те же сотрудники Оклендского университета опубликовали работу, в которой на примере тех же австронезийских народов доказывали, что более сложная социальная жизнь возникает не в последнюю очередь благодаря человеческим жертвоприношениям.

 

Источник

Загрузка...
   
        Загрузка...    
   

Посмотрите так же

Собака — лучший друг человека, или просто притворяется?

Собака — лучший друг человека, или просто притворяется? Собаки считаются одними из самых первых домашних …

Для любых предложений по сайту: [email protected]