Идея воздушного космического старта не нова. Первым ее воплощением стала программа «Спираль», которую в середине 60-х годов возглавил выдающийся советский конструктор, отец «Энергии-Бурана» Г. Е. Лозино-Лозинский. Продолжением уже порядком подзабытой «Спирали» должен стать новый проект воздушного космического старта «Вьюга».
Интерес этот далеко не случаен. Использовать в качестве стартовой площадки не земной или морской космодром, а транспортный самолет дает возможность значительно экономить мощность ракеты, а также выбирать оптимальную точку старта, к примеру, в районе экватора, тем самым максимально сохраняя топливо.
По замыслу разработчиков «Вьюги», летающим космодромом станет Ил-76 со специальной фермой, на которой будет закреплена двухступенчатая ракета-носитель со ступенями многоразового использования.
Старт будет осуществляться на высоте от 10 до 15 км. Разряженная атмосфера значительно облегчит пуск за счет сэкономленного топлива. Вторая ступень запустится на высоте около 100 км и завершит вывод полезного груза на заданную орбиту.