Ученые из Университета Киото полагают, что многотысячелетний опыт строительства из дерева чему-то, да должен научить человечество. При правильной обработке целлюлоза может стать прочнее стали, а весить при этом на 80 % меньше. И тогда деревянным станет все вокруг, но первым делом – основные компоненты транспортных средств.
Машины будущего, всех типов, будут все легче и легче предшественников. Это диктует политика снижения выбросов в атмосферу – в министерстве энергетики США подсчитали, что снижение веса автомобиля на 10 % дает экономию топлива в 8 % и больше. Для электромобилей данный показатель вообще поставлен во главу угла. К тому же в их конструкции нет ДВС, с жаром и огнем, который опасен для древесины.
Сейчас японские ученые экспериментируют с нановолокнами целлюлозы, которые уже используются в ряде отраслей. А если к ним добавить в правильных пропорциях и порядке полимеры, то получится метаматериал, который может составить конкуренцию углеродному волокну. Пока его называют биопластиком и получают лишь экспериментально – автопром трудно принимает идею, что не из металла можно сделать не только декоративный обвес, но и функциональные элементы машин.
По расчетам японцев, в перспективе биопластик сможет выдерживать температуры свыше 300 °C и сохранять заданную прочность десятки лет. И это колоссальный минус, так как переработке этот метаматериал не подлежит в принципе, не та технология. Вряд ли люди будущего захотят всю жизнь ездить на одной модели электромобиля – с учетом запросов общества потребления, утилизация биопластика и засорение планеты новым видом отходов станет настоящей головной болью. Зато машины будут легкими и дешевыми.