Десять лет назад в сознании детей и подростков произошел настоящий переворот: если раньше,рисуя ученых, дети в 99% случаев изображали мужчин, то в последние годы треть персонажей таких рисунков — женщины, сообщают американские социологи.
С 60-х годов прошлого века американские социологи проводят среди детей и подростков из США и Канады от 5 до 18 лет тест «Нарисуй ученого». Рисунки анализируют на предмет наличия стереотипных атрибутов профессии — белого халата, оборудования, и других. Собирают и данные по гендерной репрезентации.
В этом году в журнале Child Development было опубликован сравнительный анализ 20 860 детских рисунков ученых разных лет. Больше всего в глаза бросается огромная разница между количеством женщин-ученых на рисунках 60−70-х гг. (около 1%) и на рисунках, сделанных в последнее десятилетие. В 2016 году 34% детей рисовали женщин-ученых, причем девочки — более чем в половине случаев (в начале статьи — рисунок третьеклассницы из Техаса).
Этот тренд в детских рисунках совпадает с увеличением доли женщин — научных сотрудников во всем мире. В США: с 60-х гг. этот показатель увеличился с 28% до 49% в биологии, с 8% до 35% в химии и с 3% до 11% в физике и астрономии. В России ситуация на первый взгляд лучше, чем в остальном мире: среди научных сотрудников в нашей стране 42% женщин (в 2016 году), а в мире, по данным ЮНЕСКО, менее 30%.