Федерация авиамодельного спорта России (ФАСР) и Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (ЭРБАС) объявили о запуске системы онлайн-регистрации беспилотных воздушных летательных аппаратов (БПЛА) и авиамоделей массой до 30 кг включительно.
Идея ФАСР и ЭРБАС в том, чтобы заполнить правовой вакуум, создавшийся после вступления в силу с 1 апреля 2016 года обновленного Воздушного кодекса России (ВК). Основные изменения в ВК касаются беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые нужно сертифицировать и регистрировать в случае, если их взлетная масса превышает 250 г. Также введена обязательная аттестация пилотов БПЛА. Однако методик сертификации и регистрации пока не разработано, что оставило вне закона все авиамодели, за исключением «комнатных» (они могут весить менее 250 г). На прошлой неделе руководство ФАСР и ЭРБАС провело ряд встреч с представителями Минтранса и Росавиации, в ходе которых удалось достичь взаимопонимания по ряду ключевых вопросов. Как рассказал «Известиям» информированный источник в Минтрансе, представители ведомства принципиально не возражают против того, чтобы саморегулируемые организации взяли на себя функции по регистрации малых БПЛА и авиамоделей, если госорганам будет предоставлен доступ ко всем данным и реестр будет вестись ответственно и добросовестно.
В представленной системе онлайн-регистрации UAVREG.ru могут быть зарегистрированы любые БПЛА и авиамодели массой до 30 кг. Специального контроля за указанной массой система пока не ведет, однако именно такая цифра рассматривается в качестве верхней весовой границы, выше которой будет действовать только государственная регистрация.
Регистрация возможна как на физическое лицо, так и на указанное пользователем юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Программа контролирует необходимые поля на правильность заполнения и регистрирует БПЛА только в случае полного указания всех обязательных данных. Через интернет можно проверить статус регистрации, введя в поисковое окно несколько символов из серийного (при наличии) или регистрационного номера БПЛА.
По словам Глеба Бабинцева, члена президиума ФАСР, в отличие от аналогичных систем, которые уже появляются в разных странах, российская система в ближайшее время позволит вести начальное обучение и онлайн-аттестацию пилотов авиамоделей и операторов БПЛА на знание теории и правил выполнения полетов.
— Ничто не мешает государству делегировать функцию регистрации и сертификации легких беспилотников саморегулируемым организациям, — считает Сергей Жуков, руководитель рабочей группы AeroNet «Национальной технологической инициативы». — В этом смысле полная база данных в любом случае понадобится. При определенных условиях такая база данных могла бы быть использована государством для ведения своего госреестра. Заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов отмечал на рабочей встрече с производителями беспилотников, что если созданный продукт будет качественным и недорогим, то он может быть взят за основу при составлении реестра.
Источник: izvestia.ru/