У хорошего начальника харизмы должно быть в меру.
Харизмой называют личную притягательность, умение увлекать и вести за собой других, или, говоря поэтическим языком, способность взывать к сердцам. Очевидно, что человек с выдающейся харизмой обречен стать лидером, и также очевидно, что тому, кто претендует на высокое положение в обществе, нужно иметь у себя побольше харизмы.
Однако, как и со многим другим, с харизмой нужно знать меру: если ее у начальства становится слишком много, то это самое начальство делается попросту неэффективным.
Исследователи из Гентского университета, Университета Антверпена и Свободного брюссельского университета проанализировали, как связаны между собой харизматичность и эффективность. Уровень харизмы оценивали по таким личностным характеристикам, как смелость, богатое воображение, яркость в поведении, нежелание подчиняться.
Эти характеристики, в свою очередь, выявляли с помощью специального психологического опросника; измеренную таким образом харизму сравнивали с тем, как видят человека со стороны – главным образом, те, кто работает под его началом. Оказалось, что такой «харизмоизмеритель» вполне годен к употреблению: оценка харизмы по четырем параметрам вполне соответствовала реальности.
Поучаствовать в исследовании пригласили несколько сотен человек, занимающих разных руководящие посты. С помощью вышеупомянутого опросника у них оценивали способность «взывать к сердцам», но, кроме того, у них также оценивали эффективность работы – для этого опрашивали их подчиненных, их коллег, находящихся на одном административном уровне, и их же начальников.
В статье в Journal of Personality and Social Psychology говорится, что среди опрошенных руководителей эффективность по мере роста харизматичности росла, но в какой-то момент харизма начинала им мешать, и эффективность человека падала. Неэффективность малохаризматичных и высокохаризматичных лидеров проявлялась в том, как они вели себя в проблемных ситуациях.
Те, у кого харизмы было мало, демонстрировали отсутствие стратегических умений, у них не получалось сформулировать единое представление о кризисе, не получалось создать общую стратегию выхода из него. У тех, у кого харизмы было много, проблемы были более процедурного характера: у них не получалось распределить задачи, верно оценить имеющиеся ресурсы, организовать должный порядок работы и т. д.
Любопытно, что такие свойства, как заносчивость и самовлюбленность, которые часто возникают у сверххаризматиков и которые портят отношения с другими людьми, сами по себе ничему не мешали – все дело было именно в сугубо управленческих минусах (хотя, конечно, можно предположить, что как раз зацикленность на самом себе как-то мешает вникать в детали дела и обращать внимание на мелочи).
Словом, лучше всего с трудностями справляются те, у кого харизма находится на некоем среднем значении, так что авторы работы даже предлагают компаниям организовывать специальные тренинги, которые были бы сосредоточены именно на харизме и помогали руководящим работникам либо дотягивать, либо понижать ее до наиболее эффективного уровня.
Источник