Что Роскомос, что НАСА профессионально заинтересованы в том, чтобы подготовить специалистов и оборудование для работы в условиях, когда сила притяжения кардинально отличается от привычной нам. Создать перегрузку нетрудно при помощи центрифуги, а вот для невесомости нужно подняться в небо. Такая услуга доступна и гражданским лицам, но как это работает?
Кривая Кеплера, параболический полет, «горка» – все это синонимы одного и того же известного явления. Самолет усиленной конструкции во время горизонтального полета начинает подъем под углом в 45 градусов. На какое-то время создается перегрузка в 1,8 g, но затем пилот убирает тягу и выравнивает самолет – тот по инерции описывает дугу и начинает падать, пикировать вниз. В короткий промежуток, 20-30 секунд, пока аппарат находится в верхней точке, он оказывается в состоянии невесомости или микрогравитации.
Что можно успеть за такое малое время? Во-первых, все опыты расписаны по секундам и реализуются строго по графику. Во-вторых, самолет делает не одну, а серию парабол, до полусотни, так что суммарное время пребывания в невесомости достигает четверти часа. В-третьих, для знакомства с новыми ощущениями и привыкания к ним человеческому организму с лихвой хватает и этого. Даже многовато для новичков.
Доступ к полетам в невесомости разрешен почти всем, исключение – медицинские показатели. Плюс нужно добраться до американского или российского центра, где предоставляются такие услуги, и оплатить их, а это недешево. Но впечатления того стоят, говорят новоиспеченные «космонавты».