Ночь, конспект и банка энергетика — эта нездоровая картина знакома всем. В школе, университете или на работе мы все оказывались в ситуации, когда предстояло выучить огромный объём информации за короткое время. В этом случае почти все из нас обращаются к многовековой традиции читать учебник снова и снова в надежде, что хоть что-то да останется в голове.
Такой метод обучения не только утомителен и однообразен, но и абсолютно неэффективен. Он совершенно не соответствует тому, как устроен и функционирует наш мозг. К счастью, учёные, которые это выяснили, готовы предложить альтернативные способы запоминать информацию, учитывающие особенности мозга. Один из них — метод интервальных повторений — претендует на звание лучшего и поможет вам в изучении нового языка или при подготовке к экзамену.
Что такое метод интервальных повторений
Чтобы научиться запоминать информацию методом интервальных повторений, нужно будет сделать следующее: поделить информацию на равные части, записать каждый отрывок (в форме вопроса и ответа) на карточку, а затем поделить их на тематические секции. Составьте расписание, согласно которому будете просматривать карты в каждой из секций. Если вы отвечаете на вопрос правильно, то есть выучили информацию на карточке, откладывайте её в сторону. Такие карты вы будете просматривать реже. Если вопрос на карточке даётся с трудом, перемещайте её в раздел для частого посещения.
Прелесть данной системы состоит в том, что её можно организовать согласно вашим потребностям. Почему она работает? Потому что она идеально подходит для нашего мозга и тех механизмов, по которым он функционирует.
Как работает мозг
Просто объяснить, как функционирует наш главный орган, невозможно. Если мы спросим себя: «Как работает мозг?» — то ответом будет, скорее всего, что-то вроде: «Как компьютер». Это неудивительно: мы живём в цифровом мире и легко связываем два понятия на ассоциативном уровне.
Тем не менее мы с лёгкостью забываем о фундаментальных различиях в принципах работы мозга и компьютера, которые касаются обработки и хранения информации. Компьютер хранит ту информацию, которую ему велели хранить. Однако мы с трудом контролируем мозг и его способность запоминать информацию. Именно поэтому вы можете вспомнить текст песни Дмитрия Маликова, услышанной несколько лет назад, а вот воскресить в памяти то, что только что учили наизусть, не способны.
Как мозг создаёт воспоминания
Второе фундаментальное различие между мозгом и компьютером состоит в том, как обрабатывается информация. Очень приятно представлять себе, как в нашей голове аккуратно сложены файлики с информацией, каждый в своей отдельной ячейке. Но когда мы представляем, что открываем некий архив и достаём оттуда нужные данные, мы очень сильно ошибаемся.
Наука говорит нам, что память — это не одна конкретная точка в нашем мозге. Это результат активной работы, который сохраняется в различных участках. Когда мы узнаём что-то, оно не хранится в одной локации, но мгновенно рассеивается по разным областям мозга.
Кроме того, возможности мозга ограничены, и решить эту проблему пока не представляется возможным. Учёные говорят: мы способны запоминать не более пяти-семи отрывков информации за раз.
Как взломать мозг
Мы знаем, что мозг в основном хранит ту информацию, которую он считает важной. Он укрепляет воспоминания о тех событиях и вещах, которые встречает наиболее часто. Поэтому интервальное повторение, основанное на регулярном пересмотре информации, использует именно этот принцип работы мозга.
Интервальные повторения — это простой, но очень действенный способ, который будто взламывает механизмы функционирования мозга. Он заставляет нас делать попытки выучить информацию снова и снова, тренируя ум как мышцы. Мозг реагирует на эти стимулы и усиливает связи между нервными клетками. Таким образом вы создаёте долгосрочные воспоминания и, попробовав этот способ обучения единожды, никогда уже от него не откажетесь. Используйте вспомогательные инструменты — приложения, которые помогут организовать процесс и упростят его.
Весь фокус в том, что вы знаете, какие ограничения есть у вашего разума, и используете эти недостатки мозга себе во благо.