Как назвать человека, который берёт классические произведения искусства, применяет к ним столетиями известную технологию и получает нечто завораживающее, способное удивить даже прожжённых скептиков? – Экспериментатор? Хитрец?
Гений? Каждое из определений подойдёт для характеристики Ли Хунбо (Li Hongbo), китайского художника и скульптора, известного своими работами из… впрочем, не будем лишать вас возможности удивиться.
На первый взгляд работы этого мастера выглядят посредственно. Обычные такие себе бюсты и копии известных скульптур греко-римского периода. Подобные, можно встретить в любом музее и в каждой художественной школе в качестве образца. Да, красивые лица. Да, аккуратно проработанные детали. Но ничего выдающегося. Такие мысли испытывал впервые минуты, наверное, каждый посетитель выставок Ли Хунбо, которые за последние три года прошли по всему миру, от Нью-Йорка до Санкт-Петербурга. Но стоит только прикоснуться к скульптуре – и от ваших представлений о классических формах не останется и следа. Вдруг то, что казалось монолитным куском гипса или мрамора, оказывается стопкой бумажных листов. Тысячи, десятки тысяч страниц, склеенных между собой особым образом. Пока они уложены в стопку, мы видим статую Давида или бюст Марии Антуанетты. Но если потянуть часть скульптуры вверх или сдвинуть в сторону – начинаются метаморфозы. На смену монолитности и видимой прочности приходит текучесть, растяжимость, гибкость! Первая эмоция от увиденного – шок. Совсем не ожидаешь такого поведения от почтенных античных скульптур. Вторая эмоция – заинтересованность. А как же оно сделано, как работает? Давайте разберёмся, как.
Главное: креативный подход
Ли Хунбо нельзя считать изобретателем. Для своих работ он использует технологию склеивания бумаги, которая известна уже много веков. Она применяется для изготовления китайских фонариков, элементов декора и детских игрушек. В Китае такие изделия очень популярны: компактная плоская коробочка, растягиваясь, приобретает форму змея, или выкручивается в объёмный шар.
Но именно Ли придумал, как применить эту технологию по-новому. Во время своих интервью скульптор часто демонстрирует небольшой бумажный пистолет. С него, мол, всё и началось. Однажды Ли Хунбо решил попробовать склеить по технологии китайского фонарика что-нибудь необычное. Например, пистолет. Растягивая и выворачивая полученную игрушку, он увидел изящные линии, красивые формы, ничем не напоминающие жутковатый первоисточник.
Так ужасное превратилось в прекрасное, орудие убийства стало элементом декорации, а Ли начал серию экспериментов с бумагой. Он решил не ограничиваться плоскими и компактными изделиями и даже сложенным листам придал объём и форму. Результатом стали кинетические скульптуры из коллекции Pure White Paper, которые свои метаморфозами, раз за разом удивляют зрителей.
Ни словами, ни фотографиями этот вау-эффект не передашь, поэтому предлагаем вам взглянуть на движущиеся статуи Ли Хунбо своими глазами:
Как он это делает?
Каждая статуя изготавливается вручную. Сначала идёт длительный и монотонный процесс склеивания листов. Скульптор использует различные виды бумаги в зависимости от идеи проекта: это может быть и тонкая бумага сота, и старые газеты. На каждый лист в нескольких точках наносится специальный резиновый клей, затем лист укладывается в общую стопку. Склеивание происходит по линиям, напоминающим пчелиные соты. Для изготовления бюста требуется около 7-8 тысяч листов, для фигуры в человеческий рост – около 20 тысяч листов.
Когда стопки готовы и объединены в огромные бумажные глыбы, начинается процесс вытёсывания. Работа над каждой скульптурой требует огромного терпения и может длиться несколько месяцев.
Другие работы
Развивая тему оружия и его трансформации в нечто более мирное и красивое, Ли Хунбо придумал проект Oceans of Flowers, в котором из заготовок в форме пистолетов, автомата Калашникова и силуэта пули он создал красочный мир. Прогулявшись среди диковинных бумажных цветов и холмов, посетители выставки в конце очень удивлялись, когда видели, из чего на самом деле создан этот живописный пейзаж.
Среди «бумажных» работ были серии, имитирующие деревянные поленья, и серии, посвящённые человеческому телу. Везде использовался тот же принцип склеивания листов и основной эффект достигался за счёт неожиданной трансформации твёрдого в гибкое.
Сейчас Ли Хунбо живёт и работает в Пекине. Его работы выставляются во всём мире, а самого скульптора часто приглашают для создания тематических инсталляций в разных странах. Из последнего – открывшаяся 2016 году в Klein Sun Gallery инсталляция Textbooks. Из старых школьных учебников скульптор вырезал фигуры детей – безэмоциональных учеников, чьи головы наполнены правилами и нормами, книжными фактами и общепризнанными истинами. Через эти образы Ли Хунбо хотел привлечь внимание общественности к проблеме формализма системы обучения. Усаживая детей за парты и заставляя заучивать тексты из учебников, тщательно сформулированные и разжёванные, мы лишаем их возможности самим познавать и открывать, докапываться до истины и давать собственную оценку, — считает скульптор.
Кому-то такое искусство кажется жутковатым. Кому-то – завораживающим, открывающим новое видение классических форм. Многие хотят приобрести себе скульптуры Ли Хунбо, но пока нигде официально не встречалось упоминаний об их стоимости. А вы что скажете? Расширяющиеся глаза и растягивающиеся носы – это красиво? Неожиданно? Страшно? Хотели бы иметь такую статую у себя дома, чтоб удивлять гостей её внезапной трансформацией?