Два десятка лет назад учащиеся и студенты понятия не имели о флешках, планшетах, компьютерных презентациях, мобильных программах – помощниках специалистов в различных сферах. К чему будут готовить в школах и вузах наших детей? И какие специальности могут стать востребованными в ближайшие десятилетия?
Обработчик информации BigData.
Под понятием BigData подразумевается большой пласт информации, которая может быть как структурированной, так и находиться в беспорядочном состоянии. Специалист этой профессии должен уметь обрабатывать большие объемы информации и делать ее удобной для восприятия. BigData – это ответвление науки о данных, звучащей по-английски, как DataScience. Она формируется на стыке множества других научных сфер: математики, информатики, статистики, экономики. Поэтому во всех них должен буде «шарить» будущий обработчик IT информации.
Разработчик нейронных сетей.
Будущее – за полноценным искусственным интеллектом. В его развитии огромная роль играют нейронные сети. Сегодня ими проникнута наша обыденная жизнь и бизнес. С их помощью обрабатываются фотографии, видео, осуществляется поиск людей по фото, имитируется рукописный текст. В серьезных сферах деятельности, связанных с экономикой, статистикой, биологическими и химическими исследованиями, с их помощью решают сложнейшие задачи. Разработка нейронных сетей является важным шагом в создании искусственного интеллекта.
Проектировщик виртуальных миров.
Виртуальная действительность прочно вошла в наш мир, отвоевав в нем большое место. Сложно сказать, заслуженно это или нет, но такова реальность. Созданы специальные шлемы и иные приспособления для погружения в мир, созданный фантазией человека. В скором будущем понадобятся и проектировщики, которые на заказ смогут сконструировать виртуальную реальность, написать к ней программы и приложения. Почему бы нет.
Конструктор умных домов.
«Умный дом» – фраза, не вызывающая удивления у современного человека. Уже существуют программы, помогающие контролировать многие домашние процессы. В конце Марк Цукерберг продемонстрировал способности своего «умного дома» всему миру. Работа он над его созданием в течение 12 месяцев. Тенденция к увеличению спроса на такие дома уже четко прорисовывается. Не сегодня-завтра людям нужны будут конструкторы, которые смогут настроить собственность под нужды ее хозяина.
Инженер-создатель киберпротезов.
Деревянные ноги пиратов уже устаревший факт. Протезы, которые делаются сегодня, максимально приближаются к имитации реальных движений конечностей. Их даже печатают на 3D принтерах и изготавливают из биологических материалов. Хотелось бы, чтобы потребность в протезировании не была связана с человеческими бедами, а лишь как способ биологического усовершенствования. Эта область, как и многие другие, нуждается в развитии и тонком подходе. Вот этим и займутся будущие инженеры, работающие над созданием киберпротезов.
Летсплейщик.
Сложно было представить, что большая часть подростков увлечется просмотром не фильмов и сериалов, а наблюдением за игрой и комментариями другого человека. Потребности рождают предложения. И летсплеи игр становятся неотъемлемой частью досуга. Может так случиться, что обществу потребуются специалисты-летсплейщики. В этом нет ничего удивительного, будущее приближается стремительно: ведь каких-то 5-6 лет назад в институтах и понятия не имели, как строить бизнес в социальных сетях.
Кибертренер и киберспортсмен.
Игроки в компьютерные игры проводят соревнования, зарабатывают немалые деньги, превращая некогда детскую забаву в профессиональные навыки. Есть вероятность, что киберспорт станет одним из видов олимпийских соревнований. А значит, потребуются и кибертренеры и киберспортсмены.
Создатель роботов.
Роботизация, став движущей силой промышленности, уверенно входит в наши дома. Наверняка, у многих есть интерактивные игрушки, самоуправляемые пылесосы… Японские ученые, всегда находящиеся на острие передовой технологии, создали роботов-носильщиков, работающих на рецепшине, скрашивающих одиночество. То ли еще нас ожидает!
Проектировщик нейроинтерфейсов.
Первые шаги в нейропроектировании уже сделаны: например, шлемы компании EmotivEpoc позволяют управлять действиями игроков силой собственной мысли. Существуют приборы, помогающие передвигаться человеку, подчиняясь его нейрорегуляции. Постепенно фантастика становится обыденной реальностью, а фантастические профессии – обычной работой.
Инженер-генетик.
О развитии и достижениях генной инженери и уже знают даже школьники. Манипулирование геномом человека, правда еще подвергается дискуссиям. Но возможность регулировать и спасать человека от наследственных заболеваний путем проникновения в его генную конструкцию – вполне допустима, по скольку это может продлить жизнь. Для подготовки специалистов –будущих IT-генетиков – уже существуют целые лаборатории и учебные заведения, правда, пока они находятся только на стадии становления.