Знаменитый Музей золота в Боготе хранит самое богатое собрание золотых изделий индейцев доколумбовой эпохи. Среди сотен драгоценных статуэток, ритуальных предметов и украшений из золота особое место занимает маленькая коллекция загадочных безделушек.
Эти «религиозные украшения» — так нейтрально предпочитают именовать их сотрудники музея — были найдены в могилах древней культуры индейцев тайрона
Своего расцвета цивилизация тайрона достигла приблизительно за 500 лет до появления испанцев в Новом Свете. Тайрона были высокоразвитым народом. Искусные ткачи, они носили одежды из хлопка и изумительные уборы из перьев, щеголяя броскими ювелирными украшениями. В Музее золота можно увидеть множество этих украшений: амулеты, ожерелья, браслеты.
Из всего этого собрания украшений особо выделяются своей необычной формой небольшие, около 2-х дюймов в длину, фигурки, которые представляют собой стилизованные изображения животных, птиц, насекомых, рыб. Однако, опознать в этих фигурках какого-то реального представителя фауны пока никому не удалось. Зато в них, при некоторой доле воображения, можно увидеть… реактивный самолет.
Действительно, мысль о самолете — первое, что приходит в голову современного человека, когда он видит эти причудливые украшения. Но внешнее сходство порой обманчиво, и строить сколько-нибудь серьезные выводы на этом основании нельзя.
И, тем не менее, если изделие рассматривать в профиль, то можно заметить еще большее сходство с самолетом.
Треугольные крылья при этом смотрятся совершенно горизонтальными. А если посмотреть спереди, то можно увидеть, что они слегка изгибаются вниз.
А отличительная особенность современных скоростных самолетов с треугольным крылом состоит в том, что практически все они являются реактивными и за исключением сверхзвуковых пассажирских самолетов, созданных в 1970-е годы, — военными!
Более того, рассматривая золотую «модель самолета», нельзя не заметить в ее хвостовой части, между крыльями и хвостовым оперением, некие плоскости, напоминающие элевоны — подвижные поверхности, расположенные вдоль задней кромки крыла самолета и выполняющие функции руля высоты и элерона. Слегка выгнутые вперед, они крепятся не к крыльям, а к фюзеляжу несколько выше горизонтальной оси «самолета» и имеют четкую геометрическую форму.
Что же касается хвостового оперения, выполненного в виде правильного треугольника и строго перпендикулярного по отношению к крыльям, то это наиболее «механическая» часть модели, не имеющая никаких аналогов в живой природе, но прямо скопированная с хвостового оперения самолета.
В 1969 году загадочные «самолеты» индейцев тайрона были подвергнуты экспертизе, в которой приняли участие известный зоолог Айвен Сендерсон, сотрудник Нью-йоркского Аэронавигационного института доктор Б. Пойсли, авиаконструктор Артур Юнг и преподаватель аэродинамики Дж. Олдридж. Все эксперты сошлись во мнении, что эти объекты выглядят скорее механическими, чем биологическими.
Ряд особенностей соответствует гипотезе о самолете, но в то же время существуют детали, противоречащие этой версии. Например, крылья располагаются в «неправильном» месте: они должны быть передвинуты ближе к носу так, чтобы центр тяжести самолета располагался на 25 процентах средней аэродинамической хорды.
В то же время компьютерное моделирование и реальные испытания копий золотых «самолетов» в аэродинамической трубе показали их неплохие летные характеристики!
В общем, специалисты были склонны считать «религиозные украшения» скорее моделями самолетов, чем изображениями живых существ. Но на пути к признанию этой гипотезы лежит весьма увесистое «но» — где индейцы тайрона могли видеть образцы для своих поделок?
Может быть, образ какого-нибудь животного, являвшегося тотемом местных племен, трансформировался в мифологии тайрона в образ крылатого божества — повелителя воздушных стихий?
Конечно, такое возможно. Если бы не одна существенная нестыковка. Оказывается, на всей территории, некогда занимаемой племенами тайрона, археологи пока не выявили никаких следов существования культа, связанного с крылатыми насекомыми, рыбами или птицами… И да, тайрона были известны в свое время как великие золотых дел мастера, но никаких упоминаний о культе крылатых существ у них не сохранилось совершенно.
Значит — самолеты! Или все же — культовые амулеты? Окончательного ответа на этот вопрос пока нет.