Родители часто наблюдают за тем, как их милый и очень социальный ребенок, становясь подростком, превращается в эгоистичного и капризного «посетителя», который, кажется, думает лишь о себе.
На деле, в подростковом возрасте дети учатся соотносить свои социальные интересы и интересы других. Это открытие сделала психолог развития Роза Мивис.
«У подростков часто плохая репутация в социуме, — говорит Мивис. – Вы часто слышите жалобы родителей о том, что их ребенок превратился чуть ли не в эгоцентричного монстра, думающего о себе, о себе – и еще раз о себе. Но, выходя за порог родительского дома, подростки учатся социальному поведению, общаясь со сверстниками».
Возможно, если бы родители лучше понимали цель такого социального опыта и подросткового этапа в развитии мозга ребенка, им было бы не так тяжело. Понимание этих процессов должно помочь взрослым доверять подросткам в их сложном социальном путешествии.
Мивис изучала, как мозг подростков меняется и развивается, когда те общаются со сверстниками. Она использовала четыре методики, чтобы изучить появление и развитие просоциального – социально одобряемого – поведения у подростков. Она наблюдала за их поведением, отслеживала изменения в структурах мозга, их функциях, и оценивала качество возникающей между детьми дружбы. Около тысячи лейденских школьников приняло участие в исследовании: им предложили поиграть в игру, в которой они должны были делать ставки на себя или на кого-то. В зависимости от ситуации, их выбор был более или менее «социально приемлемым».
Эксперимент показал: решения подростков меньше, чем у взрослых, зависят от социальной нормы, — но к выбору они подходят с большой тщательностью. «Реальность отличается от того, что видят родители: на самом деле, подростки учитывают интересы других людей», — заключила Мивис.
Выиграть за друга
Еще тридцать школьников заключали пари, пока за их мозгом наблюдали с помощью МРТ. Испытуемые выбирали орла или решку – и выигрывали или проигрывали за себя или за друга. «Сперва мы спросили у каждого, кто в классе им нравится, а кто – нет. Кроме того, мы знали, кто у кого лучший друг». Мивис ожидала увидеть повышенную активность в зоне награды в мозгу популярных среди одноклассников детей, когда те играли за друга. «Это и есть признак того, что ребенок просоциален». Вместо этого, она нашла другую связь: чувствительные к награде дети, которые особо никому не нравились, продемонстрировали активность в зоне награды, когда выигрывали для себя. «Это очень логично, но мы не ожидали, что связь будет настолько сильной».
Развитие социального мозга
В процессе социального развития подростки учатся противопоставлять свои интересы интересам других людей. Их социальные навыки не исчезают, а скорее «рафинируются» во взаимодействиях с ровесниками. Мивис заметила: у подростков с большим количеством друзей – или с одним, но очень близким другом или подругой (такие связи она определяла как «высокое качество дружбы) – социальный мозг развивается быстрее. Социальное сознание развивается с возрастом.
«Но благоприятное социальное окружение – хорошая дружба, скажем, — положительно на него влияет». Мивис считает, что детям и подросткам нужно «тренировать» социальные навыки. «Было бы полезно преподавать психологию в средней школе. Тогда подростки бы лучше осознавали влияние своих решений на других людей – это бы улучшило их взаимоотношение с друзьями, и, следовательно, социальное развитие».