Самый быстрый из когда-либо существовавших самолетов с пилотом на борту установил скоростной рекорд 47 лет назад. Х-15 был построен в первые годы космической гонки, с целью изучить возможности авиационной техники на границе атмосферы с космическим пространством. Х-15 имел конструкцию, схожую с короткокрылым истребителем, и был оснащен ракетным двигателем. Чтобы поднять его в воздух, использовались тяжелые В-52, которые сбрасывали «пассажира» на высоте 13 700 метров. Х-15 включал свой жидкостно-реактивный двигатель, развивавший мощность в 500 000 л.с. Запас топлива был рассчитан всего на 83 с активного полета, но даже этого хватило, чтобы его пилоты попали в Книгу рекордов скорости.
North American X-15
— Ракетный двигатель
Двигатель XLR99 был оборудован дросселем, то есть его мощность можно было регулировать от половинной до полной.
— Внешний фюзеляж
Хромово-никелевое покрытие позволяло Х-15 выдержать чрезвычайно высокие температуры, которые создаются при скоростном полете.
— Максимальная скорость
7274 км/ч
— Скорость набора высоты
305 м/с
— Максимальная высота
107 960 м
— Количество выполненных полетов
199
— Двигатель
Ракетный двигатель Reaction Motors XLR99
— Короткие крылья
Такие крылья создают меньше сопротивления и обеспечивают большую скорость, но затрудняют управление.
— Запас кислорода
Поскольку на границе с космосом кислорода слишком мало, Х-15 должен был иметь с собой запас, чтобы обеспечить сгорание его топлива.
— Подвесные топливные баки
Когда вторая версия модели Х-15 была повреждена при посадке, конструкцию топливных баков изменили, чтобы легко было их сбрасывать.
— Носовое колесо
Переднее колесо шасси было неуправляемым, поэтому Х-15 приземлялся не на посадочной полосе, а на дне высохшего соляного озера.
Задачи аэродинамики
Проблемы при конструировании высокоскоростных летательных аппаратов те же, что и при создании наземных болидов. Трение — враг номер один. Когда самолет подбирается к скорости звука, газ, обтекающий его корпус, становится более вязким, «прилипая» к стенкам и изменяя аэродинамику. Трение этих газовых потоков создает турбулентность, рост температур я ударные волны. Поэтому наилучшим является положение крыльев далеко сзади, внутри конуса волны звукового удара. Истребитель F-14 способен изменять геометрию крыла. Чтобы уменьшить трение, сверхзвуковые самолеты конструируют из легких металлов. И, конечно, достичь звукового барьера не удастся без мощного двигателя. Самолет Х-1, преодолевший одним из первых звуковой барьер в 1947 г., был оснащен ракетным двигателем. Достижение гиперзвуковой скорости (более 5 Мах) связано с большими трудностями. Экспериментальные гиперзвуковые аппараты, например, Falcon HTV, больше похожи на фантастические бескрылые машины.
Экспериментальный полет HTV-2 длился около 9 минут, после чего был прерван из-за температурных повреждений.
Другие монстры скорости… в воздухе
Самый быстрый космический летательный аппарат
Virgin Galactic’s SpaceShipTwo, 1752 км/ч
Самый быстрый реактивный самолет
Blackbird SR-71,3185 км/ч
Самый быстрый беспилотный самолет
Falcon HTV-2, 20921 км/ч