Образ русских дворян у многих ассоциируется с чем-то честным, благородным мужественным и в то же время очень тонко чувствующим. Определенно и среди них были люди со слабостями и недостатками. Однако большая их часть все в действительности были практически мифическими существами, для которых манеры и честь были жизненно важными аспектами.
Граф и княгиня. Их образ жизни, внешний облик и манеры поведения были результатом особого воспитания, которое было ориентировано на идеал. Но как известно, в случае с идеалами никогда не бывает четких инструкций, как его достичь.
В этой статье мы поговорим о самых важных принципах воспитания дворян. Если использовать их в меру, то вполне можно вырастить нового Болконского.
Чувство собственного достоинства
Подрастающим дворянам с самых ранних лет внушали то, что кому дано многое, с того и спросится многое. То есть, если ты родился дворянином, то будь добр соответствовать этому и быть честным, храбрым и образованным, но не для того, чтобы получить богатство и славу, а потому что это твой долг.
Отсюда же родом и концепт о дворянской чести. По нормам того времени честь не давала человеку абсолютно никаких привилегий, наоборот, она делала его более уязвимым по сравнению с другими людьми. Изменить своему слову означало один раз и навсегда загубить свою репутацию. Нередки были случаи, когда человек признавал свою ужасную ошибку и обещал застрелиться. Обещание было выполнено.
Храбрость
Трусость даже рядом не стоит с благородными порывами, поэтому дворяне особое внимание уделяли храбрости и полагали, что ее можно и нужно тренировать с помощью тренировок и усилий воли. Более того, это относилось не только к молодым парням, служившим на флоте или в армии, которые выполняли сложные задания и зарабатывали себе уважение. Это относилось и к барышням.
Ловкость и физическая сила
Быть храбрым и одновременно тщедушным не выйдет, поэтому дворяне должны были обладать соответствующей физической подготовкой. К примеру, в Царскосельском лицее, где обучался Пушкин, ежедневно выделялось время для гимнастических занятий: лицеистов учили верховой езде, плаванью, фехтованию и гребле.
При этом учебное заведение было привилегированной структурой, которая готовила государственных деятелей. В военных заведениях к воспитанникам применялись гораздо более суровые требования.
Продемонстрировать физическую выносливость считалось особым шиком, так как, помимо прочего, модные развлечения на тот момент требовали наличие хорошей подготовки (верховая езда и охота). Важное дополнение: любой мужчина должен был быть всегда готовым пойти на дуэль.
Это самое подлинное аристократическое качество, всегда выделяющее данное сословие. В той ситуации, когда обычный мужик обматерит всех, истинный дворянин и глазом не поведет, одинаково сдержанно отреагировав и на плохие, и на хорошие новости.
Он с детства натренирован мужественно принимать удары судьбы, сохраняя достоинство и не падая духом. Слезы, жалобы и неуместные сантименты стоят за рамками его манер, истинный дворянин позволить себе малодушия не мог.
Безусловно, можно обвинить этих людей в лицемерии и фальши, однако, по сути они правы. Во-первых, на ваши беды всем безразлично, навязывать их никому не нужно. Во-вторых, храня в секрете свои настоящие интриги, они защищали свой внутренний мир от ненужных интриг.
Забота о внешнем виде
Всем нам известен автор строчек «быть можно дельным человек, и думать о красе ногтей…». Дети дворян были обязаны выглядеть с иголочки, однако вовсе не для того, чтобы показать свой достаток, а из уважения к окружающим людям! Граф Честерфилд писал, что по-настоящему расположенный к людям человек не будет оскорблять их чувства ни чрезмерной щеголеватостью, ни излишней небрежностью во внешнем виде.
Среди дворян царил культ красоты, который требовал уложенных волос, полированных ногтей и изысканной, но простой на вид одежды.
Умение нравиться людям
Сегодня очень распространена тенденция «люби меня таким, какой я есть». Но дворяне на самом деле хотели понравиться всем, причем вовсе не с целью подхалимничать, а в силу этикета. Вести себя нужно было так, чтобы твое общество было максимально приятным для людей.
В этом есть смысл, ведь быть приятным обществу – это отличный способ способствовать тому, чтобы пребывание в нем было приятным и для самого человека. Умение нравится возвели в ранг науки, которая начиналась с обычных и простых формулировок, вроде «относись к другому человеку так, как хочешь, чтобы он относился к тебе».
А также фигурировали несколько более сложные указания: «учить видеть в человеке как достоинства, так и слабости, первому воздай должное, а второму еще больше», «какой бы легкомысленной и пустой ни была бы компания, в которой ты в данный момент находишься, не показывай свое невнимание к людям, не давай им понять, что считаешь их пустыми».
Довольно полезные навыки, которые и нервы сберегут, и репутацию укрепят.
Скромность
Говоря о скромности, дворяне не подразумевали стеснительность или зажатость (с этим-то как раз и боролись, так как полагали, что вежливому человеку скрывать свои манеры незачем), они имели ввиду сдержанное отношение к своей личности.
Они считали, что встревать в чужие беседы нельзя со своими советами и комментариями. «Носи свою ученость во внутреннем кармане, как носят часы. Если тебя спросят о том, который сейчас час, то ответь, но не нужно вещать ежечасно о времени, когда тебя об этом никто не просит, ты ведь не сторож ночной» (Граф Честерфилд).
Еще один хороший пример, который пригодится в наши дни: «старайся говорить часто, но не долго, сказанное тобой может не понравится людям, но они никогда не смогут утомиться от твоих разговоров».
Вежливая и уместная речь
Каждому известно, что в России на французском языке общалась знать, однако русским они владели ничуть не хуже. Относительно речи существовало два негласных правила.
Первое правило – подлинный дворянин мог наговорить оскорблений и гадостей другому дворянину, но только если плохие слова были обличены в максимально вежливую форму. Для этого языком необходимо владеть невероятно умело, знать все принятые клише и обязательные вежливые формулы светской речи.
Второе правило – речь аристократа всегда должна была быть уместной, даже на базаре в окружении крестьян он должен казаться своим. Это не значит, что ему было позволено опускаться до вульгаризма и хамства, но простодушные шутки разрешались.
Пытаясь понять, что же на самом деле означает подлинная воспитанность, британский граф Честерфилд проводил ее сравнение с невидимой линией, переступив которую человек становится невероятно церемонным, а не достигнув – неловким и развязным. Вся тонкость заключается в том, что воспитанный человек прекрасно понимает, когда именно нужно пренебречь этикетными правилами с целью соблюсти хороший тон.
Невероятная притягательности и неуловимое обаяние дворян передавалась из поколения в поколение, из рук в руки, и во многом брало за основу непринужденность в поведении и простоту.