Нет причин связывать депрессию с определённым временем года.
Психологи из Обернского университета полагают, что нет никаких причин связывать депрессию с определённым временем года.
В статье, опубликованной в Clinical Psychological Science, психологические показатели у 34 294 человек сопоставлены с географическими и сезонными факторами, и там ничто не указывает на то, что весной и летом симптомы депрессии слабеют, а осенью и зимой – усиливаются.
Раньше такую связь как будто усматривали, но в прежних исследованиях, по словам авторов работы, не слишком строго относились к тому, что называть депрессией и её симптомами.
Заметим, что в последнее время действительно часто приходится слышать о том, что никакой сезонности в депрессии нет – если под депрессией мы понимаем не просто плохое настроение, а стабильно угнетённое состояние психики с определёнными клиническими симптомами.
Когда небо в тучах и за окном моросит то ли дождь, то ли снег, почему-то больше всего хочется лежать на диване и никуда не выходить из дома. Это нормальная человеческая реакция на сокращение светового дня — понижаются общий тонус, активность, а заодно и настроение. Но если такое состояние затягивается, есть повод говорить о депрессии. Специалисты считают, что каждый десятый человек в нашей стране переживает депрессивный эпизод хотя бы один раз в течение года.
Дефицит счастья
Подробно «разложить по полочкам», что же происходит в организме, когда человек в депрессии, врачам до сих пор не удалось. Лет тридцать назад депрессию объясняли дефицитом эндорфинов, которые красиво называются «гормонами счастья». Вроде бы все логично: человек действительно чувствует себя несчастным.
Но сегодняшние исследования подтверждают, что душевное состояние далеко не всегда определяется лишь количеством гормонов. Например, кортизол («гормон стресса») при депрессии еще и свойства свои изменяет — он становится как бы «не виден» в крови и «не воспринимает» те вещества, которые его обычно нейтрализуют. «Сезонные депрессии» чаще бывают легкими, с ними можно справиться самому. Первые признаки — раздражительность, подавленность, нарушение сна, сердцебиение, скачки давления.
— Самое главное на этом этапе — наладить сон, — считает директор МНИИ психиатрии Минздрава РФ профессор Валерий КРАСНОВ. — Если удалось победить бессонницу, считайте, что ваш организм на пути к выздоровлению. При начинающейся депрессии вполне приемлемы снотворные, начинать лучше с натуральных (валерьянка, пустырник), а не с транквилизаторов.
Специальных антидепрессивных продуктов не существует, но хорошо бы максимально разнообразить питание, а любимые блюда вполне могут иметь даже психотерапевтический эффект. Активная деятельность днем помогает снять лишнее напряжение. Хоть дрова рубить, хоть мебель двигать, главное — не сидеть сложа руки. Другое дело, что заставить себя делать хоть что-то в таком состоянии действительно трудно. Как-то больше тянет покопаться в своем прошлом, попенять на судьбу. Анализировать свои поступки, конечно, не вредно, но здоровый человек на этом не зацикливается, он лишь делает выводы. Больной же о будущем и не думает, его даже настоящее не особенно занимает, он весь в прошлом. Все, чего достиг, кажется незначительным, сам он — ущербным, и зачем вообще живет…
Настроение -«ноль»
ДЕПРЕССИЯ имеет свои собственные суточные ритмы. Если утром вы хоть и не очень бодры, но вполне могли бы встать и пойти на работу, а вечером вам становится хуже и не хочется вообще никого видеть, это просто усталость. Поужинаете, выспитесь — и все встанет на свои места. А вот если с самого утра — слабость без причин, ни беспокойства, ни тоски, ни душевной боли, то есть настроение не просто плохое, а вообще никакое, и так изо дня в день, то вам надо срочно к специалисту, и упаси вас бог при таком самочувствии неделями пить таблетки! За что вы схватитесь? Снотворные, типа радедорма, депрессию не устраняют, а лишь увеличивают слабость, вялость и мешают выбраться из депрессии даже в тех случаях, когда человек мог бы еще действительно справиться сам.
Многие антидепрессанты, несмотря на свое «говорящее» название, применяются лишь при тяжелых депрессиях. Важно иметь в виду, что лечебный эффект наступает через 1-2 недели, доза требует периодической корректировки, так что «самодеятельность» неуместна.
К приему таблеток больше склонны женщины. Они действительно страдают депрессиями в 2-3 раза чаще мужчин. Но зато они могут и поплакать, и покапризничать. У мужчин их склонность к анализу, да еще помноженная на болезненное самолюбие, мостит гладкую дорогу депрессии. И пока ему не станет совсем плохо, мужчина за советом не пойдет, даже к врачу.
Считается, что чаще депрессией страдают в северных широтах. Короткий световой день повышает риск депрессии даже у жителей средней полосы, привычных к долгой осени и почти бесконечной зиме… Но больше всех рискуют уроженцы южных краев, вынужденные жить вдали от родного дома. Чем дальше на север забросила южанина судьба, тем выше у него риск депрессии.