Американская DARPA рапортует о частичном успехе проекта SideArm, посвященному быстрому запуску и, что важнее, мгновенной посадке громоздких военных беспилотников на любой подходящий пятачок. В последнем эксперименте в сеть был пойман 181-килограммовый аппарат Lockheed Martin Fury, а в перспективе система сможет обслуживать дроны весом до полутонны.
Запуск летательных средств с катапульты с минимальным взлетным разбегом – позавчерашний день. Также как и приземление с аэрофинишером, однако, в обоих случаях сохраняется жесткая необходимость в просторной палубе. Авторы SideArm предложили закрепить тормозящий трос и ловчую сеть на единой, выносной компактной мачте. Своего рода сачок для бабочек – больших и тяжелых.
Взлет разномастных моделей БПЛА с SideArm происходит штатно, при помощи катапульты с коротким ходом. При посадке она трансформируется в тормоз с крюком, который гасит скорость дрона, переворачивает его в воздухе и буквально опускает в финишную сеть. Минимум перегрузок и механических повреждений – инженеры крайне довольны надежностью своей разработки.
Габариты системы SideArm адаптированы под типовой транспортный контейнер, поэтому ее можно смонтировать на корабле, где физически нет места для обустройства взлетной палубы. Или на шасси легкого грузовика, на борту подлодки, на ж/д платформе и т.д. В команде обслуживания всего 2-4 человека, которые смогут развернуть и эксплуатировать систему прямо на передовой, в короткие сроки.
Самый большой плюс системы SideArm в ее универсальности, здесь реализована концепция размещения катапульты на «любой морской единице» без затратной и сложной модернизации. Минус – это лишь проект и теперь DARPA нуждается в партнерах, которые занялись бы производством SideArm и адаптацией под актуальные модели военных беспилотников.