Ученые из Дэлаверского университета утверждают, что женщин, предлагающих что-то на работе, ценят и уважают меньше, чем мужчин на тех же должностях.
Кайл Эмич, профессор менеджмента в колледже бизнеса и экономики Альфреда Лернера исследовал эту тему с Элизабет МакКлин из Университета Аризоны, Шоном Р. Мартином из Бостонского колледжа и Тодда Вудраффа из Военной академии США. Научную работу опубликовали в журнале Academy of Management Journal.
«В общем и целом, мы обнаружили, что когда мужчины предлагают какие-то идеи по изменению их команды к лучшему, их сотрудники начинают их уважать, ведь высказывание своих мыслей свидетельствует о высоком уровне экспертизы, о том, что мужчина знает задачи команды и беспокоится о ее благополучии, — говорит Эмич. – Потом, если команде нужен новый лидер, эти мужчины становятся кандидатами на замену. Когда же женщины высказываются о том, как изменить команду к лучшему, их уважают не более, чем женщин, которые вообще не озвучивают своего мнения – и, естественно, никто не считает их достойными лидерской должности».
Эмич говорит, что в первой части исследования — испытуемыми-военными кадетами в Уэст Пойнте, «разрыв [между мужчинами и женщинами] огромен».
В командах из 10 человек, говорит Эмис, мужчины, которые высказывают свое мнение чаще, чем две трети их коллег, — кандидаты №2 на место лидера в команде.
«Женщинам, которые высказываются в том же объеме, удавалось занять лишь восьмое место в списке возможных лидеров, — говорит он. – Разницы масштабней я не видел с тех пор, как начал изучать рабочие коллективы в 2009».
Дальше, во второй части исследования – лабораторном эксперименте с работающими взрослыми американцами/американками, выяснилось, что мужчинам уважения и доверия достается больше, чем женщинам, даже если они [и мужчины, и женщины] говорят об одном и том же.
«Конечно, когда я обсуждаю это с женщинами, они не выглядят удивленными, — говорит Эмич. – Самая распространенная реакция – благодарность за то, что у нас наконец-то есть данные для того, чтобы доказать существование явлений, которые они наблюдали годами. Тем не менее, мужчины остаются безучастными. Это из-за того, что они не считают, что их пол действительно имеет значение в коллективе, а их бессознательные стереотипы остаются бессознательными».
Эмич объясняет: представляя лидера, люди почти всегда представляют мужчину – просто по умолчанию.
«Именно поэтому для людей так просто – как для женщин, так и для мужчин — связывать голоса мужчин (и их высказывания) с лидерскими качествами, — говорит Эмич. – Большинство изначально считает именно мужчин лидерами. Я говорю об этом потому, что чтобы исправить проблему нужно направленно и осознанно обращать внимание на искажения нашего восприятия и стереотипы по отношению к женщинам в коллективе».
Как это сделать?
«Я призываю каждого мужчину, читающего это, на следующей деловой встрече обратить внимание, кто предлагает идеи, а кого за них уважают и признают, — говорит Эмич. – Для меня, например, это «упражнение» открыло глаза: я и не подозревал, насколько искривляется наше восприятие женских лиц».
«Сначала просто наблюдайте, — говорит он. – А потом выскажитесь и выскажите уважение той/тому, кто того заслуживает».
Уважать и воспринимать тех, кто этого заслуживает, — это очень просто, объясняет Эмич. Как и считаться с источником идеи. Если идея женщины «растворилась» в комнате, вы можете вернуть к ней внимание фразой вроде «Я думаю, нам всем нравится идея N (имя)».
Кроме того, Эмич рекомендует тренировать женщин в коллективе.
«По крайней мере, осознайте: каждый из нас проходит через использует невероятное количество когнитивных упрощений ежедневно, — говорит он. — У нас просто нет времени и ресурса обдумывать все, с чем мы сталкиваемся. Подумайте о том, что ели на завтрак. Как вы решили, что приготовить? Скорее всего, взяли первую попавшуюся еду из холодильника – или приготовили то, что готовите всегда».
«Мы оцениваем человеческое с помощью поведенческих шаблонов и упрощаем его – точно так же, как завтрак. Одно из таких упрощений – считать мужчин более подходящими лидерами, несмотря на то, что женщины проявляют те же необходимые для управления командой качества, — говорит Эмич. – У этого упрощения – множество по-настоящему негативных последствий как для женщин, так и для самих коллективов».