Через пару лет роботы заменят людей не только на тяжелой физической работе, но и на интеллектуальной и аналитической. Некоторые даже предполагают, что люди совсем скоро смогут общаться с роботами на равных. Об этом рассказала доцент кафедры информационных технологий Пермского университета (ПГНИУ) Динара Гагарина.
«Сегодня роботами заменяется тяжелая, низкоинтеллектуальная или рутинная деятельность. Но скоро они «отберут» у нас не только тяжелую работу, но и офисную — есть аналитический отчет TheFutureofJobs, представленный в этом году на экономическом форуме в Давосе, согласно которому к 2020 году будет сокращено 7 млн рабочих мест, больше половины их них — административные и офисные», — рассказала эксперт.
Алексей Богданов: «Федор» отправится в облет Луны
По словам Гагариной, сейчас мировое научное сообщество ведет разработки интеллектуальной роботехники в нескольких направлениях: это и совершенствование технологий распознавания речи, и поддержание разговора, и математическое моделирование эмоций. Такие исследования лежат на стыке технологий, лингвистики, искусственного интеллекта и математики.
Наука дошла до того, что современные роботы умеют отвечать на вопросы, поддерживать простой разговор и имитировать эмоции, но до полноценного общения еще далеко.
«В самых продвинутых случаях это иллюзия такого общения. В большинстве же случаев человеку придется подстраиваться под робота, упрощать предложения и говорить четче — совсем не так, как в общении на равных. Из последних ярких примеров — робот София (в марте 2016 года представленный американской компанией Hanson Robotics, основанной Дэвидом Хэнсоном в 2003 году), которая создает очень эффектную иллюзию общения: не только «разумно» отвечает на вопросы, но и имитирует практически полный спектр человеческих эмоций, в нее заложены десятки выражений лица, и она умеет устанавливать зрительный контакт с собеседником», — отметила Гагарина.
Роботы стали свободнее общаться с людьми
А вот по словам Олега Кивокурцева, основателя компании «Промобот» (работает с 2013 года), являющейся в России единственным поставщиком уникальных роботов-консультантов, используемых в качестве администраторов, гидов, промоутеров, дворников, уборщиков и в других сферах, роботы уже совсем скоро смогут общаться с человеком на равных.
«Для хорошего человеко-машинного общения с помощью голоса требуется решить две проблемы: чтобы робот тебя понимал и чтобы робот тебе осознанно отвечал. Для решения первой проблемы мы разработали уникальный микрофонный массив, который позволяет распознавать речь человека с минимальной погрешностью и даже в самых шумных помещениях: торговых центрах, аэропортах, вокзалах. Для решения второй задачи мы разработали уникальный сервис лингвистической базы, где хранится более ста тысяч различных речевых модулей для ответов на различные вопросы», — рассказал Кивокурцев.