Одной из проблем, с которой постоянно борется судоходная промышленность, это нарастание на мокрых поверхностях корпусов судов растений и водорослей. Процесс, называемый биологическим обрастанием, также влияет на работу подводного оборудования, такого как морские датчики, камеры и даже сети.
Биообрастание обычно увеличивает сопротивление воды. Иными словами, корабли должны сжигать больше топлива, чтобы добраться из одного места в другое. А это увеличивает расходы на грузоперевозки и техническое обслуживание, которые составляют миллиарды долларов. Согласно журналу Cosmos, судоходные компании сначала попытались бороться с обрастанием, покрасив корпуса кораблей специальной краской, содержащей химический состав трибутилтин.
Трибутилтин эффективно убивал практически любой организм, который стремился создать себе новый дом на корпусе, но он считался невероятно токсичным для окружающей среды. В конце концов, химическое вещество было запрещено во всем мире в 2007 году, что привело к тому, что судоходные компании не смогли решить проблему биологического обрастания.
Новое решение
Но недавно команда химиков из Наноинститута Университета Сиднея разработала поверхностное покрытие, которое дает такой же результат, как и трибутилтин, но без сопутствующей токсичности. Новое покрытие имеет «нанопоры» в 100 тысяч раз меньшие, чем толщина человеческого волоса, которые препятствует прилипанию растений и водорослей к поверхностям. Эта разработка была вдохновлена порами хищного насекомоядного растения под названием Непентес.
Австралийские исследователи под руководством доцента химии Чиара Нето (Chiara Neto) проверили покрытие в контролируемой лабораторной среде против обычных видов морских бактерий. Позже они провели тесты в ваннах Ватсонс-Бей в Сиднейской гавани, применив покрытие к сетям. В своих исследованиях, опубликованных в Applied Material & Interfaces, ученые объяснили, что покрытие удерживало бактерии от прилипания в течение семи недель, но с течением времени эффект ослабевал.
Новое покрытие является пластичным и прозрачным, и его также можно применять к различному подводному оборудованию. В настоящее время неясно, обратили ли внимание на новую технологию судоходные компании. Но учитывая, что ежегодные расходы на борьбу с обрастанием только в австралийской судоходной отрасли оцениваются в 320 миллионов долларов, маловероятно, что разработка ученых не останется незамеченной.