Главная / История / Как менялись американские долларовые купюры на протяжении истории

Как менялись американские долларовые купюры на протяжении истории

20 апреля Казначейство США объявило о масштабных реформах внешнего облика банкнот национальной валюты. Впервые за сто лет на долларах появятся женщины — суфражистки и аболиционистки. В преддверии новой эры дизайна американских купюр «Лента.ру» вспоминает самые яркие сюжеты из истории бумажных долларов.

Один доллар штата Мэриленд, оборотная сторона (1770 год)
Фото: Museum of American Finance / Wikipedia
Уже в середине XVIII века все 13 британских колоний в Северной Америке печатали свои деньги. Где-то их называли долларами, где-то — на британский манер — шиллингами и пенсами. Эти банкноты постоянно подделывали, и власти придумывали свои способы защиты. Например, на купюрах печатали сложные узоры — даже использовали настоящие листья. Фраза «СМЕРТЬ за подделку» должна была предостеречь потенциальных злоумышленников.

50 долларов 1779 года
Фото: Museum of American Finance / Wikipedia

Вскоре после начала войны за независимость США Континентальный конгресс приступил к выпуску первой национальной валюты — доллара США. Британцы немедленно выбросили на рынок тысячи поддельных «континенталов» — в рамках экономической войны с бунтовщиками.

В оформлении континентальные доллары в основном повторяли колониальные банкноты. Однако там впервые появляется незаконченная пирамида из 13 плит (символ 13 колоний) — потом, с добавлением всевидящего ока, она попала на Большую печать США, а затем и на оборотную сторону современной купюры в один доллар.

За годы войны испытывающий отчаянную нужду в деньгах Конгресс напечатал этих купюр на 240 миллионов долларов. Вместе с притоком поддельных банкнот от англичан это привело к чудовищной инфляции, и к 1781 году «континенталы» практически обесценились.


Пример «дикой» банкноты ХIX века
Фото: Museum of American Finance / Wikipedia

Некоторую стабильность принес Монетный акт 1792 года, который установил четкую и логичную монетную систему: от золотых десяти долларов до медного полуцента, которые должны были чеканиться на государственном монетном дворе. Однако с банкнотами все было куда сложнее: печатать их позволили как отдельным штатам, так и частным банкам.

Царил полный хаос: чем дальше от банка-эмитента, тем дешевле стоили его доллары, например за пятидолларовую купюру Сельскохозяйственного банка Теннеси в Нью-Йорке давали четыре доллара. Кроме того, все эти банкноты не считались законным платежным средством — их стоимость зависела только от финансового состояния частного банка. Наконец, мошенники любили вписывать в купюры разорившихся учреждений названия «нормальных», а также основывать в разных медвежьих углах банки-однодневки специально для выпуска сомнительных купюр.


10 долларов Конфедерации 1862 года: на лицевой стороне изображен собирающий хлопок негр
Фото: Museum of American Finance / Wikipedia

Решающим периодом стала Гражданская война. Чтобы выплачивать жалованье солдатам, Север и Юг печатали деньги в больших количествах. Отделившиеся штаты завели свою валюту спустя всего два месяца после начала конфликта. Эти «грейбэки» не обеспечивались драгоценными металлами: правительство обещало возместить их «спустя полгода после ратификации мирного договора между КША и США». Однако, как известно, этот договор так и не был подписан.

При всей своей эфемерности доллары Конфедерации обозначили характерные элементы дизайна американских купюр: простая, но богато орнаментированная кайма и двухцветная печать.


10 долларов Союза (1862 год)
Фото: Museum of American Finance / Wikipedia
Север начал с закона о выпуске банкнот на 50 миллионов долларов (обеспеченных государственными ценными бумагами). Однако уже к 1863 году они почти вышли из оборота.

Оборотная сторона 10-долларового гринбэка
Фото: Museum of American Finance / Wikipedia

Затем президент Линкольн наладил выпуск ничем не обеспеченных бумажных денег. Закон 1862 года разрешил Минфину напечатать казначейских билетов на 150 миллионов долларов. За зеленые чернила оборотной стороны купюры получили прозвище «гринбэки» (в обороте они оставались до середины ХХ века).

Эти купюры не только зафиксировали единство нации, но и поставили достаточно эффективный заслон против фальшивомонетчиков. Узоры, которые наносил на купюры гравер, оставляли характерную текстуру бумаги, а механическое устройство (типа спирографа) позволяло получить сложный геометрический орнамент в виде завитков. Этот орнамент, а также типографский шрифт «гринбэков» сохранился и на современных банкнотах США.


Банкнота с Мартой Вашингтон

После Гражданской войны закончился период хаоса в финансовой системе США, и начался золотой век дизайна купюр. Наряду с фидуциарными «гринбэками» стали выпускаться серебряные сертификаты. В отличие от первых они могли быть обменены на серебряные слитки или монеты.

В 1886 году Казначейство напечатало единственную за всю историю США купюру с изображением реальной женщины (не аллегорической фигуры) — Марты Вашингтон, «первой леди» страны.


Серебряный сертификат 1896 года
Фото: Museum of American Finance / Wikipedia
В честь Всемирной выставки 1892 года в Чикаго Казначейство приступило к выпуску «образовательной» серии, которая справедливо считается самой красивой в истории американских банкнот. Наиболее сложным образом была оформлена однодолларовая купюра с изображением Колумбии (олицетворения США), указывающей на монумент Вашингтона.

Серебряный сертификат 1896 года (пять долларов)
Фото: Museum of American Finance / Wikipedia
На пятидолларовой банкноте банкиры-просветители изобразили аллегорическую сцену «Электричество приносит свет в мир», указывая на лидирующие позиции США в сфере технологических инноваций.

Вождь «Бегущая антилопа» на пятидолларовом серебряном сертификате 1899 года
Фото: Museum of American Finance / Wikipedia
Именно серебряные сертификаты помогли оформить некоторые фундаментальные черты американских денег, например форму границ и размер портрета.

Оборотная сторона золотого сертификата на 500 долларов (1865 год)
Фото: Museum of American Finance / Wikipedia
Выпускало Казначейство и золотые сертификаты — бумаги, удостоверяющие право собственности на золото, депонированное в банке его владельцем. Номинал их доходил до 10 тысяч долларов, а хождение они имели до 1933 года, когда президент Рузвельт запретил частным лицам копить золото.

Двадцатидолларовый золотой сертификат 1905 года
Фото: Museum of American Finance / Wikipedia
Уже в начале ХХ века золотые сертификаты обрели облик, хорошо знакомый всем, кто хоть раз держал в руках современные доллары. Отличались они только трехцветной печатью с использованием «золотых» тонов.

Сто долларов 1914 года
Фото: Museum of American Finance / Wikipedia
Вскоре была произведена важнейшая реформа финансовой системы США: в 1913 году Конгресс утвердил Закон о федеральном резерве. Учреждался аналог Центробанка, который получил право на выпуск «банкнот федеральной резервной системы» — по сути, современных долларов США. Тогда и возник классический дизайн купюр: мертвые президенты, особая бумага. Гамма цветов изначально была черно-бело-красной.

Банкнота в 10000 долларов 1934 года
Фото: Museum of American Finance / Wikipedia

Потом началась самая радикальная реформа: в 1928 году американские купюры уменьшили (ради экономии бумаги) — с 19х8 до 15х6 сантиметров. Тогда же были оформлены и известные всем доллары. Кстати, купюры номиналом 500, 1000, 5000 и 10000 с 1934 года печатать перестали — чтобы осложнить жизнь преступному миру.

Купюра в 10000 долларов примечательна еще и тем, что на ней изображен не отец-основатель, не президент, а чиновник «среднего уровня» — Сэмон Чейз, секретарь Казначейства при Линкольне, первый начавший выпуск государственных бумажных денег (также Чейз первым распорядился поместить на деньги надпись «Мы верим в бога»).


Сто долларов 1996 года
Фото: Museum of American Finance / Wikipedia
И наконец — обновленные купюры 1996 года. Чтобы улучшить защиту от фальшивомонетчиков, в Казначействе увеличили головы президентов, сдвинули их от центра, избавились от ажурных узоров по периметру, добавили меняющие цвет чернила. Многие считают, что обновленные доллары эстетически упали в качестве.
Источник: lenta.ru

Загрузка...
   
        Загрузка...    
   

Посмотрите так же

Археологи нашли самое большое и древнее сооружение цивилизации майя

Археологи нашли самое большое и древнее сооружение цивилизации майя В Северной Америке есть страна Мексика, …

Для любых предложений по сайту: [email protected]