20 апреля Казначейство США объявило о масштабных реформах внешнего облика банкнот национальной валюты. Впервые за сто лет на долларах появятся женщины — суфражистки и аболиционистки. В преддверии новой эры дизайна американских купюр «Лента.ру» вспоминает самые яркие сюжеты из истории бумажных долларов.
Вскоре после начала войны за независимость США Континентальный конгресс приступил к выпуску первой национальной валюты — доллара США. Британцы немедленно выбросили на рынок тысячи поддельных «континенталов» — в рамках экономической войны с бунтовщиками.
В оформлении континентальные доллары в основном повторяли колониальные банкноты. Однако там впервые появляется незаконченная пирамида из 13 плит (символ 13 колоний) — потом, с добавлением всевидящего ока, она попала на Большую печать США, а затем и на оборотную сторону современной купюры в один доллар.
За годы войны испытывающий отчаянную нужду в деньгах Конгресс напечатал этих купюр на 240 миллионов долларов. Вместе с притоком поддельных банкнот от англичан это привело к чудовищной инфляции, и к 1781 году «континенталы» практически обесценились.
Некоторую стабильность принес Монетный акт 1792 года, который установил четкую и логичную монетную систему: от золотых десяти долларов до медного полуцента, которые должны были чеканиться на государственном монетном дворе. Однако с банкнотами все было куда сложнее: печатать их позволили как отдельным штатам, так и частным банкам.
Царил полный хаос: чем дальше от банка-эмитента, тем дешевле стоили его доллары, например за пятидолларовую купюру Сельскохозяйственного банка Теннеси в Нью-Йорке давали четыре доллара. Кроме того, все эти банкноты не считались законным платежным средством — их стоимость зависела только от финансового состояния частного банка. Наконец, мошенники любили вписывать в купюры разорившихся учреждений названия «нормальных», а также основывать в разных медвежьих углах банки-однодневки специально для выпуска сомнительных купюр.
Решающим периодом стала Гражданская война. Чтобы выплачивать жалованье солдатам, Север и Юг печатали деньги в больших количествах. Отделившиеся штаты завели свою валюту спустя всего два месяца после начала конфликта. Эти «грейбэки» не обеспечивались драгоценными металлами: правительство обещало возместить их «спустя полгода после ратификации мирного договора между КША и США». Однако, как известно, этот договор так и не был подписан.
При всей своей эфемерности доллары Конфедерации обозначили характерные элементы дизайна американских купюр: простая, но богато орнаментированная кайма и двухцветная печать.
Затем президент Линкольн наладил выпуск ничем не обеспеченных бумажных денег. Закон 1862 года разрешил Минфину напечатать казначейских билетов на 150 миллионов долларов. За зеленые чернила оборотной стороны купюры получили прозвище «гринбэки» (в обороте они оставались до середины ХХ века).
Эти купюры не только зафиксировали единство нации, но и поставили достаточно эффективный заслон против фальшивомонетчиков. Узоры, которые наносил на купюры гравер, оставляли характерную текстуру бумаги, а механическое устройство (типа спирографа) позволяло получить сложный геометрический орнамент в виде завитков. Этот орнамент, а также типографский шрифт «гринбэков» сохранился и на современных банкнотах США.
После Гражданской войны закончился период хаоса в финансовой системе США, и начался золотой век дизайна купюр. Наряду с фидуциарными «гринбэками» стали выпускаться серебряные сертификаты. В отличие от первых они могли быть обменены на серебряные слитки или монеты.
В 1886 году Казначейство напечатало единственную за всю историю США купюру с изображением реальной женщины (не аллегорической фигуры) — Марты Вашингтон, «первой леди» страны.
Потом началась самая радикальная реформа: в 1928 году американские купюры уменьшили (ради экономии бумаги) — с 19х8 до 15х6 сантиметров. Тогда же были оформлены и известные всем доллары. Кстати, купюры номиналом 500, 1000, 5000 и 10000 с 1934 года печатать перестали — чтобы осложнить жизнь преступному миру.
Купюра в 10000 долларов примечательна еще и тем, что на ней изображен не отец-основатель, не президент, а чиновник «среднего уровня» — Сэмон Чейз, секретарь Казначейства при Линкольне, первый начавший выпуск государственных бумажных денег (также Чейз первым распорядился поместить на деньги надпись «Мы верим в бога»).