Достижения в современных портативных технологиях, таких как ноутбуки, планшеты и смартфоны, уже готовы вытеснить старую добрую бумагу из школьных классов и университетских залов. Так какая судьба ожидает обычный лист бумаги? Сможет ли его полностью заменить сенсорный экран?
Есть разница?
Сегодня на фоне недорогих и практичных тачскринов бумага (бумажный носитель) могут показаться расточительным и устаревшим ресурсом, которому прямая дорога в анналы истории, наряду с каменными плитами, папирусом и пергаментом. Однако когда дело доходит до изучения нового материала и его запоминания, есть ли какое-либо отличие между использованием старой доброй бумаги и электронного экрана?
Новое исследование
Не удивительно, что заинтересованные в использовании бумаги представители Министерства сельского хозяйства США провели собственное исследование, пытающееся дать ответы на поставленный вопрос. Сравнительно предсказуемый вывод исследования гласит: бумага все еще остается основным инструментом для обучения, который выбирает большинство родителей, учеников младших классов, учеников старших классов и студентов. Даже в среде, наводненной современными технологиями, бумага все еще не готова уступить место главного инструмента обучения.
Результаты
Как и стоило ожидать, в отчете, сделанном организацией, нацеленной на продвижение и продажу бумаги, довольно много информации о том, насколько бумага лучше экрана в процессе продуктивного изучения нового материала. Вот всего несколько фактов, взятых из результатов исследования: 96% родителей уверены, что бумага является основным инструментом, с помощью которого дети способны достигнуть образовательных целей; среди учеников средней школы 70% детей готовятся к тестам, используя конспекты, карточки и шпаргалки, сделанные от руки; 50% учеников седьмых-восьмых классов соглашаются с тем, что они усваивают информацию лучше всего, если записывают ее от руки на бумаге; 81% студентов колледжей и университетов утверждают, что всегда или часто пользуются бумажными заметками для подготовки к экзаменам. Кроме того, что эти данные оказываются крайне выгодными для авторов исследования, они также говорят о том, насколько распространенной остается бумага в современных школах.
Выводы
Самый сильный аргумент в пользу использования бумаги – написание конспектов и заметок от руки. Несколько исследований пришли к выводу, что студенты лучше запоминают и понимают информацию, когда записывают конспекты на лекции, вместо того, чтобы печатать их на компьютере.
Во-первых, сидя за компьютером, легко отвлечься от скучной лекции на игру или чат. Во-вторых, используя ноутбук, студенты чаще всего конспектируют лекцию дословно и механически. В то время как, делая записки от руки, они вынуждены обрабатывать информацию по ходу лекции, выделяя главное, поскольку не успевают записывать ее дословно. Дополнительная обработка материала позволяет студентам лучше его воспринимать и запоминать.
Цифровые классы
Конечно, у современных технологий и экранов огромный потенциал в сфере образования, особенно это касается технических и научных специальностей, таких как математика. Кроме того, технологии помогают более эффективно обучаться детям с особыми потребностями и отставанием в развитии.
И все же у цифрового класса есть свои проблемы и недочеты, например стоимость. Дорогое оборудование нужно не просто приобрести, но и постоянно поддерживать и обновлять. Кроме того, хорошее программное обеспечение тоже стоит немало. В то же время работать с бумагой просто, надежно и дешево, кроме того, все знают, как ею пользоваться.
А чтение?
С точки зрения восприятия и переработки информации есть ли значимые различия между чтением на бумаге и чтением на экране? Это вопрос, на который исследователи все еще не могут ответить с определенной уверенностью.
Во-первых, было проведено слишком мало исследований, фокусирующихся именно на этом различии.
Во-вторых, результаты проведенных исследований оказались слишком неубедительными, чтобы даже попытаться ответить на поставленный вопрос.
В-третьих, слишком сложно определить параметры исследования, которое смогло бы дать определенные и убедительные результаты, ведь привычки чтения у людей разные, и читать они могут с разных экранов.
Сомнений не вызывает лишь тот факт, что люди, привыкшие читать на бумажных носителях, способны дольше концентрироваться на чтении по сравнению с теми, кто читает с экранов телефонов, компьютеров или планшетов.