В одной из своих самых известных книг «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?» канадский журналист Малкольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell) подвергает сомнению популярную идею о том, что успех — это личная заслуга. Главный редактор сервиса книжных идей MakeRight Анна Байбакова делится с читателями Лайфхакера важными выводами Гладуэлла о природе успеха и гениях, которые вынуждены оставаться аутсайдерами.
Все темы, которые затрагивает книга «Гении и аутсайдеры», связывает одна основная идея: причины успеха людей мы сводим исключительно к их личным качествам, упуская из виду множество не столь очевидных, но не менее значимых факторов. Это достаточно необычный взгляд на успех, отличающийся от того, что продвигают популярные книги по саморазвитию и мотивации, основной посыл которых можно свести к фразе: «Верьте в себя, старайтесь, никогда не сдавайтесь, и всё у вас получится».
Итак, давайте разберём ключевые идеи книги «Гении и аутсайдеры».
1. Нельзя объяснять чей-то успех только личными заслугами. Не менее важную роль играют благоприятные возможности и удача
Объясняя успех человека исключительно его собственными заслугами, мы сбрасываем со счетов людей, которых считаем бесперспективными. А это всё равно что думать, что самый высокий дуб в лесу стал таким только потому, что вырос из самого живучего жёлудя, не принимая во внимание другие не менее значимые факторы:
- то, что этот жёлудь должен был попасть в плодородное место,
- то, что другие деревья не скрывали от него солнце,
- и то, что до него не добрались ни дровосеки, ни животные.
Огромное значение благоприятных возможностей в достижении успеха подтверждает проведённый анализ дней рождения канадских хоккеистов. Случайно было обнаружено, что большинство из них, в том числе члены национальной лиги, родились в январе, феврале и марте, а наименьшее — в конце года.
Этот феномен не был связан с мистикой или астрологией. Объяснение было простым. Дело в том, что в Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Ребёнок попадёт в группу для девятилетних, даже если 2 января ему стукнет десять. И он будет играть в одной группе с ребёнком, который отпразднует десятый день рождения аж в декабре. А в этом возрасте разница в 12 месяцев означает заметные различия в физической форме, что, соответственно, даёт существенные преимущества детям, родившимся в начале года.
Более рослые и сильные дети попадают в команды лучших тренеров, им приходится больше тренироваться и проводить больше матчей, и в итоге они становятся прекрасными хоккеистами.
Однако большинство людей убеждено, что успех обусловлен исключительно талантом и личными заслугами, а следовательно, никто не хочет пытаться присмотреться к тем, кого посчитали недостаточно способным.
2. Чтобы стать профессионалом, требуется 10 000 часов практики, что эквивалентно 3 часам практики в день на протяжении 10 лет
Благодаря книге «Гении и аутсайдеры» было популяризовано исследование, проведённое в начале 90-х годов под руководством психолога Андерса Эриксона (Anders Ericsson) в Академии музыки в Берлине. Это исследование показало, что лучшие студенты академии упражнялись больше других:
- к девяти годам — по шесть часов в неделю,
- к двенадцати — по восемь часов,
- к четырнадцати — по шестнадцать…
И так до 20 лет, когда они начинали заниматься более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8 000, а у отстающих — 4 000.
Затем Эриксон и его коллеги нашли аналогичную закономерность в среде профессиональных пианистов, каждый из которых к 20 годам имел по 10 000 часов практики, и пианистов-любителей, которые никогда не занимались более трёх часов в неделю.
Исследование Эриксона интересно ещё и тем, что ему не удалось найти ни одного человека, достигшего высокого уровня мастерства, который бы не прилагал серьёзных усилий и упражнялся меньше сверстников. С другой стороны, не нашлось и тех, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвался вперёд.
Опираясь и на другие исследования профессиональной компетентности, учёные вывели количество часов, ведущее к мастерству в любой сфере (музыке, спорте, программировании и так далее).
Чтобы стать мастером, нужно 10 000 часов, что эквивалентно примерно трём часам практики в день или 20 часам в неделю на протяжении 10 лет.
Однако важно отметить: для того чтобы наработать такое количество часов, молодым людям нужна поддержка окружения, участие в специальных программах или же какое-то счастливое стечение обстоятельств, которое позволило бы полностью отдаваться обучению.
3. Высокий уровень интеллекта не гарантирует успеха в жизни
В 20-х годах ХХ века профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Термен начал исследование жизненного пути около полутора тысяч детей с выдающимися интеллектуальными способностями, которые он измерял с помощью доработанных тестов Альфреда Бине. Коэффициент интеллекта каждого из отобранных детей составлял от 140 до 200. Термен отслеживал жизненный путь своих подопечных и документировал все значимые события их жизни. Своим исследованием он хотел доказать, что коэффициент интеллекта играет главную роль в успехе человека.
Несмотря на то, что некоторые из его гениев добились определённых успехов в бизнесе, науке, писательстве, юриспруденции, мало кто стал фигурой национального масштаба.
Некоторые имели приличный доход, но не баснословные прибыли, а некоторых вообще можно было назвать неудачниками. Никто из тщательно отобранных вундеркиндов не стал лауреатом Нобелевской премии. И напротив, Уильям Шокли и Луис Альварес, которых коллеги Термена не включили в выборку, посчитав недостаточно интеллектуальными, этими лауреатами стали.
Выходит, для достижения успеха достаточно обладать высоким, но не феноменальным IQ, равным примерно 120 баллам, а все последующие баллы не приносят особого преимущества. Также огромную роль играет благоприятная среда, в которой должен расти и развиваться человек.
4. Практический интеллект намного важнее IQ
Но что же отличает успешных людей от неуспешных, если у них одинаковый IQ? Дело в так называемом практическом интеллекте — понимании того, что, когда и кому сказать, и знании того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов. Такая бытовая сообразительность должна сформироваться под внешним влиянием. В первую очередь — под влиянием семьи.
В качестве иллюстрации важности роли практического интеллекта в достижении успеха Малкольм Гладуэлл противопоставляет истории двух людей: известнейшего физика Роберта Оппенгеймера, под руководством которого была создана атомная бомба, и одного из умнейших людей на Земле — Криса Лангана, оценка IQ которого варьируется в пределах 195–210.
Обстановка, в которой рос Роберт Оппенгеймер, сын художницы и успешного предпринимателя, способствовала развитию умения налаживать связи, договариваться с другими людьми и разрешать сложные ситуации. Уникален случай, когда за попытку отравить (!) своего университетского преподавателя Роберт Оппенгеймер не получил серьёзного наказания. Руководство университета дало ему испытательный срок и направило на лечение к психиатру. И даже наличие такого факта в биографии не помешало Оппенгеймеру стать руководителем важнейшего военного проекта по разработке атомной бомбы.
Напротив, история жизни такого умнейшего человека, как Крис Ланган, показывает, что интеллект без необходимых социальных навыков не поможет достичь успеха. Крис рос в бедной многодетной семье и часто подвергался нападкам пьяного отчима. Он был обделён вниманием и заботой, и с детства жизнь учила его держать дистанцию, никому не доверять и быть независимым. Несмотря на то, что во многих предметах он разбирался лучше своих преподавателей, ни с кем из них он не смог наладить контакт. И это привело к тому, что ему пришлось бросить университет и работать на низкооплачиваемых работах. Когда Гладуэлл писал книгу, Крис Ланган жил на ферме и занимался собственными исследованиями. Его работы почти не публиковались.
5. Культура, к которой мы принадлежим, во многом определяет наше поведение
Культура может оказывать огромное влияние на судьбы людей: вести к неправильному пониманию друг друга или давать определённые преимущества.
Большой интерес представляет индекс дистанции власти. Он показывает, как та или иная культура относится к иерархии, в какой степени люди согласны с неравным наделением властью, испытывают ли члены общества почтение к пожилым людям, есть ли у власть имущих особые привилегии.
К странам с высоким значением индекса дистанции власти относятся, например, Индия, Китай, Россия, Франция, Корея, Бразилия. К странам с низким — Германия, Великобритания, Португалия, Австралия.
Также культуры различаются по уровню обособленности по шкале «коллективизм — индивидуализм». Крайнее положение на стороне индивидуализма занимают США. И не удивительно, что США являются единственной в мире промышленно развитой страной, не имеющей системы всеобщего здравоохранения.
Культурное наследие проявляется и в таких неожиданных областях, как математические способности.
Почему представители азиатских стран зачастую опережают других в математических тестах? По мнению Малкольма Гладуэлла, объясняется это просто. Логика азиатских языков и более лёгкий, по сравнению с другими языками, способ обозначения цифр изначально способствуют лучшему обучению счёту азиатских детей.
Четырёхлетний китайский ребёнок умеет считать до 40, в то время как американские дети в этом возрасте считают только до 15.
Все эти незначительные на первый взгляд факторы влияют на наше восприятие, поведение и способы взаимодействия. Они могут и дать нам преимущества, и лишить возможностей, имеющихся в других культурах.
Однако, как отмечает Малкольм Гладуэлл, культура — это не тюрьма, из которой нельзя выбраться. Как показывают эксперименты, человек способен примерять новые варианты поведения и менять свою личность, что освобождает от фаталистического взгляда на жизнь. Но прежде чем решить, куда двигаться, нужно осознать, откуда мы пришли.
Заключительные комментарии
Книга «Гении и аутсайдеры» стала бестселлером сразу после выхода. И вполне заслуженно. Малкольм Гладуэлл — талантливый журналист, он излагает свою теорию не сухо и абстрактно, а через истории, каждая из которых по-своему интересна.
С одной стороны, книга предлагает несколько пессимистичный взгляд на природу успеха. Но с другой стороны, её выводы вполне можно использовать на практике:
- Заниматься 10 000 часов тем, в чём хотите преуспеть.
- Не расстраиваться из-за не самых высоких результатов IQ-теста.
- Развивать практический интеллект в себе и в своих детях.
- Понимать свои слабости и особенности культурной среды.
Книга, определённо, даст полезную пищу для размышлений, а раскрытие идей через интересные истории сделает её прочтение захватывающим.